В некоторых из хоров образы природы особенно психологизируются, «очеловечиваются». Подобные явления имеют место, например, в произве-дениях «Развалину башни, жилище орла» и «Увидал из-за тучи утес».
В хоре «Развалину башни, жилище орла» с большой силой проявилось мастерство смыслового переинтонирования тематического материала. Хор показателен и во многих других отношениях. Уже в экспозиции (хор написан в форме сонатного аллегро) выявлена контрастность главной и побочной партий. Произведение говорит о навсегда ушедшем счастье и строится на сопоставлении картины печального настоящего и воспоминаний о светлом прошлом. Начало стихотворения Якова Полонского рисует безрадостную картину. Но музыка, звучащая на этих словах, противоречит им. Она динамична, устремлена вверх, буквально вырывается из до минора в радостный ми-бемоль мажор.
Музыка здесь скорее говорит о некогда сильной и гордой башне и могучей скале, которая вознесла башню на своих плечах, соединила с нею свою судьбу. После большого взлета наступает резкий спад («и вся наклонилась»), который постепенно приводит к начальному звуковому уровню и прежней тональности. Прошлое столкнулось с настоящим. Таким образом, уже с самого начала обнажена основная мысль произведения. Вновь звучит первая тема («и долго та башня уныло глядит»). Теперь она проходит в тональности на большую секунду ниже (си-бемоль минор). Это первое несколько иное освещение темы. [19, с. 40]
Вступает побочная партия (фа мажор). Легко и быстро проносятся воспоминания о прошлом («веселое ржанье и топот коней»). Следует разработка. Проходит первая тема в октавном унисоне альтовой и басовой партий. Теперь в ее облике уже нет ничего героического. После выразительной паузы музыка принимает несколько элегический оттенок. Тема плавно переходит из голоса в голос. Смежные голоса «омывают» тему мелодически выразительными триолями («где ветер качает и гонит волну»). Создается одновременно впечатление и зыбкой морской волны, и размышлений – поначалу чуть грустных, а в кульминации (тема у басов, затем у альтов) не лишенных, может быть, и горечи.
Начинается зеркальная реприза. Здесь образы радостного прошлого достигают кульминации. Побочная тема (теперь в до мажоре) и ее развитие приводят к воинственно звучащим фанфарам (quasi tromba). Не воспоминание ли это о блестящих рыцарских турнирах? В уменьшении, как сжатая пружина, и в ритме второй темы проносится первая тема. Её облик снова другой. Стремительный поток музыки неожиданно обрывается на уменьшенном квинтсекстаккорде.
В последнем аккорде робко возникает мажорная терция как дорогое воспоминание о невозвратимом прошлом. Внимательное выполнение меняющихся метрономических указаний автора при соблюдении основного темпа и характера во многом помогут дирижеру добиться яркости образа и четкости формы, присущих этому произведению. [19, с. 40–41]
Хоры «Звезды» и «По горам две хмурых тучи» посвящены как будто лишь природе. Но и здесь имеется важный подтекст. «Звезды» – хор, который может быть понят как памятник делам и мыслям, оставляемым людьми. Он повествует о духовных ценностях, в том числе о произведениях искусства. Музыка носит характер то сосредоточенного размышления, то непосредственного чувства. Этому способствует в первом случае стройность формы, «строгость» имитационных приемов (1-я часть), а во втором – наличие лирических, задушевных интонаций (2-я часть). Сочетание строгости и доступности, интеллектуальности и эмоциональной окраски характерны для этого хора.
Хор «По горам две хмурых тучи» как и «В дни над сонным морем» (а в какой-то мере и «Вечер»), посвящен морской теме. Это монументальное двуххорное произведение в трех частях. В его основе одна музыкальная тема (вернее интонация: ми – фа – ми), которая излагается в начале хора и со свойственным Сергею Танееву мастерством модифицируется в каждой из частей, трижды меняя свой облик. Смысл хора может трактоваться как примирение враждующих сил, подчинившихся высокому эстетическому и этическому началу. [19, с. 41–42]
Все проанализированные выше произведения явили собой плоды огромного творческого союза композитора и поэта, музыки и текста. Прочитав все выбранные Сергеем Танеевым стихотворения, относящиеся к жанру пейзажной лирики, можно сделать вывод, что, обращаясь к тем или иным текстам, композитор руководствовался в первую очередь содержательностью, большой гибкостью и музыкальностью языка, богатством аллитераций, искусной рифмой. [19, с. 46]
Хоры, Сергея Танеева, написанные в жанре пейзажной лирики, как и многие другие произведения композитора, представляют значительные трудности со стороны строя, вытекающие из хроматизмов и сложной гармонии. Облегчающим моментом является строгая логика голосоведения. Большие требования предъявляет Сергей Танеев к исполнителям своих хоров. Его произведения требуют наличия хорошей вокальной основы у хоровых певцов, позволяющей извлекать певучий, тянущийся звук, свободный во всех регистрах.