Дальше эта тема получает полифоническое развитие, проходя имитационно у теноров, басов и сопрано. Тональность си-бемоль мажор (натуральный и гармонический) придаёт всему построению светлую окраску. Вторая тема первой части, «Сквозит лучезарное море», изложена сначала в до миноре, затем – в си-бемоль мажоре. Сопрано и тенора образуют своеобразный дуэт, а выдержанные звуки альтов и басов создают гармонический фон для этой темы. Завершается первая часть небольшим эпизодом («затих по дороге прибрежной бубенчиков говор нестройный»), в котором движение трёх верхних голосов параллельными аккордами staccato на pianissimo создаёт впечатление перезвона бубенчиков. [18 с. 80]
Средняя часть хора продолжает цепь изобразительных эпизодов: песня погонщиков (соло теноров на фоне выдержанных звуков в остальных голосах); промелькнувшая «крикливая чайка» (на выдержанном звуке у теноров – движение в терцию женских голосов с характерным скачком мелодии вверх); как колыбельная песня звучит соло басов (качается белая пена у серого камня, как в люльке заснувший ребёнок»); тот же приём, что в эпизоде с бубенчиками, использует композитор в изображении капель росы на листьях каштана. Минорная окраска этой части (соль минор натуральный, мелодический и до минор гармонический) придаёт оттенок светлой грусти, сожаления об исчезающих видениях и звуках. Построения средней части как бы вторгаются в предыдущие, образуя тем самым непрерывную звуковую волну и предавая цельность всей средней части. Завершение её («И в каждой росинке трепещет»), изложенное гармонически, является по своей звучности (нюанс mf и f) кульминацией всего хора (тональность ми-бемоль мажор).
В репризе звучит сначала вторая тема, она переплетается с элементами первой, и только в конце всего произведения звучит первая тема (здесь её исполняют сопрано и тенора, а у альтов и басов – тонический органный пункт).
Большое выразительное значение имеет метроритмическая структура. Переменный размер 6/8, и 9/8 придаёт музыке несколько баркарольный характер; синкопы, нарушающие размеренность движения, окончания фраз на слабой доле такта вносят прерывистость, трепетность в звучание хора. [18, с. 80–81]
«Посмотри, какая мгла» – ещё один пример пейзажной лирики в хоровом творчестве Сергея Танеева. Картина ночного озера, покрытых мглой долин, пасмурного неба почти зримо ощущается в музыке хора. Имитации, применённые здесь в качестве одного из главных средств художественной выразительности, придают звучанию характер мерцания, зыбкости.
Это впечатление усиливается ещё и пением всех партий non legato и «мглистой», «сумрачной» тональностью си минор. Хор написан для смешанного четырёхголосного состава. Форма – сложная трёхчастная с зеркальной репризой. По тональному плану форма приближается к сонатной (главная партия – си минор, побочная и заключительная – фа-диез минор; разработка – секвенции по тональностям ля минор, соль мажор, ми минор, ре минор, до мажор, си минор; в репризе сначала звучат побочная и заключительная партии, а затем – главная в тональности си минор). Обилие плагальных гармоний придаёт мягкость звучанию, а заключительные аккорды – субдоминанта и тоника в мелодическом положении терции – делают его незавершённым, как бы растворяющимся в тишине (нюанс – ppp).
Хоры «Вечер» и «Посмотри, какая мгла» очень популярны. Этому способствуют доходчивость образов, небольшие размеры произведений и не столь значительные технические трудности исполнения. Хоры эти встречаются в репертуаре не только профессиональных, но подчас и лучших самодеятельных коллективов. [19, с. 39]
«В дни, когда над сонным морем» – двуххорное произведение с чисто полифонической фактурой. В основном, построено на одной теме, которая видоизменяется иногда настолько, что становится противоположной самой себе. Образно яркое и четкое по форме произведение рисует море в спокойном (1-я часть) и в бурном (2-я часть) состоянии. Монотематизм ярко выявлен. В самом начале тема дается одновременно и в основном виде (третий такт у сопрано первого хора) и в обращении (третий такт у альтов первого хора). Музыкальный материал далее претерпевает изменения интонационные, метроритмические, динамические, «оркестровые», проводится в увеличении, уменьшении и так далее. Монотематизм и многообразные изменения темы придают хору интонационную целостность и способствуют тесной связи музыки с поэтическим текстом. Казалось бы, в сплошь полифоническом хоре роль текста могла сойти на нет. Этого не произошло. Тонкая модификация тематического материала учитывает малейшие нюансы текста. Композитор добивается в своей хоровой музыке единства слова и музыки разнообразными средствами. Исполнитель должен уметь выявить это единство.