Анализ приемов хорового изложения в произведениях А. Даргомыжского "Русалка", "Сватушка"

Материалы » Анализ приемов хорового изложения в произведениях А. Даргомыжского "Русалка", "Сватушка"

Страница 1

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) Родился в имении своего отца в Тульской губернии. Музыкальные способности у Даргомыжского проявились рано и его начали обучать музыке.

В 1835 году он встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Первая его опера – «Лукреция Борджиа» (1837), так и не была поставлена на сцене, следующая – «Эсмеральда» –увидела свет рампы на московской сцене лишь 10 лет спустя. В это время Даргомыжский выехал в Европу. Он посетил Берлин, Брюссель, Париж, Вену, Лейпциг, где непосредственно познакомился с шедеврами итальянской, французской и немецкой музыки.

Вернувшись на родину в 1845 году, Даргомыжский окунулся в творческую работу. В это время он создаёт оперы, песни, романсы, используя для них выдающиеся произведения Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Активное участие Даргомыжский принимал в деятельности созданного в 1859 году Русского музыкального общества. Его дом стал местом встреч выдающихся артистов, художников и поэтов. Тут выкристаллизовывались передовые тенденции русской музыки, разгорались музыкальные и литературные дискуссии. Знаменитая «Могучая кучка» с самого начала своего существования нашла в Даргомыжском своего покровителя.

В 1864–1865 гг., во время своего последнего турне по Европе Даргомыжский побывал в Лейпциге, Брюсселе, Париже и Лондоне, где занимался постановкой своих опер. Вернувшись в Петербург, он продолжал напряженно работать над созданием оперы «Каменный гость», закончить которую ему помешала смерть.

Наибольшее значение имеет оперное и вокальное творчество Даргомыжского. В его крупнейшей опере «Русалка» использован сюжет легенды, вдохновлявший до него не одного композитора (в том числе и Дворжака). Самая зрелая опера Даргомыжского – «Каменный гость» (была окончена Ц. Кюи). Мелодика его творчества необычайно богата, романтична по своему характеру и при этом проникнута русским духом. Гармония ясна и прозрачна, инструментовка – безукоризненна. Западноевропейские шедевры, влияние Глинки, глубокое проникновение в русский фольклор – все это вместе создало индивидуальный стиль Даргомыжского – «великого учителя музыкальной правды».

Произведения: оперы: «Эсмеральда» (1838-1841) опера-балет «Торжество Вакха» (1848)

«Русалка» (1843-1855) «Каменный гость» (1866-1869) для оркестра: «Болеро» (1839)

«Баба-Яга» (1862) «Малороссийский казачок» (1864) «Чухонская фантазия» (1867) пьесы для фортепиано романсы и песни, например: «Я вас любил» «Ночной зефир» «Лихорадушка» «Без ума, без разума» «Расстались гордо мы» «Восточный романс» «Старый капрал» «Титулярный советник»,вокальные ансамбли и хоры. Таким как: «Петербургские серенады»-цикл из 12 хоров на слова русских поэтов, «Заплетися плетень», "Как на горе мы пиво варили", "Ах, ты сердце", хоры из опер.

«Русалка»

Опера в четырёх действиях, шести картинах

Либретто А. Даргомыжского по драме А. Пушкина.

Премьера состоялась 4 мая 1856 года. Оперу приняли не сразу, лишь вторая постановка - в 1865 году - была триумфальной.

Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил всё значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Он и сам записывал их, приезжая для этого в своё небольшое родовое имение. Не удивительно, что русская народная песня занимает всё большее место во всём его творчестве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru