Джованни Боттезини – автор собственной «Методы», т.е. школы игры на контрабасе, где отразились взгляды на контрабасовую педагогику великого виртуоза, владевшего всеми тайнами исполнительства.
В первую половину XIX в. в Европе наметились два направления в области методики игры на контрабасе. Представители первого направления считали, что нотный материал следует располагать в учебниках по позициям. Такой метод затем утвердился по всей Европе, а в России на нём построена «Школа» А.А. Милушкина (1939 г.). Одним из представителей этого метода был профессор Пражской консерватории по классу контрабаса В. Гаузе, в 1928г. Он издал свою «Школу». Приверженцем второго направления – беспозиционного изложения нот-ного материала был Боттезини. В «Методе» также прослеживается влияние других итальянских школ (Б. Азиоли, Д. Андреоли, Д. Драгонетти) и предпочтение ими трёхструнного контрабаса.
Принципиально направления различались аппликатурными системами. По итальянской школе охват тона и полутона в нижних позициях осуществлялся 1-4 пальцами, а в средних – 1-3 пальцами. Второй палец здесь не находил употребления. Чешская и немецкая школы вводили понятие позиции (положение левой руки на грифе), охват целого тона осуществлялся 1-4 и двух полутонов внутри него 1-2 и 2-4 пальцами.
Анализ «Методы» выявляет парадокс: одни и те же пальцы употребляются для разных интервалов, что осложняет построение устойчивой системы позиций. «Метода» состоит из двух частей. В первой части – иллюстрации способов держания смычка и контрабаса, положение левой руки в различных диапазонах предваряется кратким предисловием. Также приводится изображение смычка «alla Dragonetti»,-в настоящее время на основе него держат смычок с высокой (немецкой) колодочкой. Боттезини – сторонник держания смычка с низкой (французской) колодочкой, заимствованной у виолончельного смычка (иллюстр. 2).
В предисловии делается ссылка на продолжение традиций итальянских «Метод», созданных Драгонетти, Андреоли и Луиджи Росси.Затем описывается способ держания инструмента и смычка; даются сведения по теории музыки, понятия о ладе, разбираются основные темповые и метро - ритмические указания. На все эти темы даны нотные примеры для сольфеджирования.
В разделе с основами гармонии приводятся сведения об интервалах, консонансах, диссонансах, аккордах, способах их расположения, обращениях трезвучий и септаккордов, тяготения и разрешения интервалов и аккордов. Заканчивается этот раздел главой об энгармонизме.
Практическая часть включает задачи обучения, характеристики контрабаса, смычка и строя трёхструнного инструмента. Но запись нот приводится на октаву выше реального звучания, и в качестве оптимального выбран квартовый строй (прим. 37). Для подготовки учащегося к оркестровой деятельности даётся хроматический звукоряд объёмом в октаву на каждой струне. Первая часть «Методы» ставит задачу овладения нижней половиной грифа на всех струнах – наиболее употребляемого диапазона инструмента, обязательного для оркестранта.
Для выработки полноценного звука начальные упражнения, как и в большинстве «школ», представляют собой игру по открытым струнам. Первые упражнения с паузами, что даёт возможность контролировать положение правой руки и смычка (прим. 38). Боттезини рекомендует играть их не на весь смычок, а в средней его части, потом у колодочки и в конце, что схоже с современными школами.
Начало изучения грифа – постановка первого пальца левой руки на расстояние целого тона от верхнего порожка (прим. 39). Затем изучается тесное расположение пальцев с охватом полутона 1-4 пальцами (прим. 40). После освоения полутонов на всех струнах на расстоянии тона от верхнего порожка Боттезини пишет: «Теперь же необходимо приучить левую руку занимать позицию на первой ступени». (прим. 41) Значит, позиция у Боттезини – положение левой руки на грифе, которое не связано с определённым расположением пальцев. Следующие упражнения – охват целого тона 1-4 пальцами,- по мнению Боттезини, наиболее трудное расположение. Завершают раздел упражнения на смены позиций и расположение пальцев; только у Боттезини они, позиции обозначены “Possizione al <1’> grando” – т.е. «Позиция первой ступени» (прим. 42).