В третьей строфе, которая представляет собой одно целое предложение, повествуется о том, что даже без шофера и при плохом двигателе троллейбус продолжает идти вперед. Это значит, что со слабой руководящей идеей («мотор») и при отсутствии человека, который способен контролировать всю программу («шофер»), аппарат власти продолжает держать в своих руках народ, как бы парадоксально это не звучало.
Фраза «мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог троллейбус, который идет на восток», говорит о том, что большинство людей, запуганные правительством, слабо сопротивляются всей системе, бездействуют, о чем жалеет автор. Слово «помог» здесь использовано в ироничном значении. Автор намекает на такую политическую уловку, как «затыкание ртов» путём не совсем гуманных мер.
Образ машины, представляющей собой целое поколение, которое едет «не знаю, зачем и куда», встречается в прозаическом произведении автора того же времени, Виктора Пелевина. Это повесть «Желтая стрела». Вот цитата из книги: «Весь этот мир - попавшая в тебя желтая стрела. Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту». Надо заметить, что сам писатель очень часто обращается к теме «потерянного» поколения, как и Виктор Цой. Так, за ним числится знаменитый роман, принесший ему известность, «Поколение П», который можно истолковывать совершенно с разных сторон.
И, наконец, третьей песней Цоя, на которую хотелось бы обратить внимание, стала «Хочу Перемен».
Вместо тепла - зелень стекла,
Вместо огня - дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Припев: Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"
Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Припев: =/=
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
Припев: =/=
Эта революционно-притязательная песня, наверное, лучше всех отразила требования и ожидания поколения Цоя, вместив в одной незамысловатой фразе «Перемен! Мы ждем перемен!». Но люди, которые желают изменений, скорее всего, не готовы к действиям. Они всё еще «греются» дешёвым горячим вином («Вместо тепла - зелень стекла») и впустую прожигают свой день («Из сетки календаря выхвачен день»). Это поколение можно назвать пассивным, потому что оно бездействует, но в их сердцах есть желание и вера о том, что вскоре всё будет иначе.
Автор, в который раз заявляет о том, что его народ простой («Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук»), у него многого нет, но даже «сигареты в руках» и «чая на столе» ему достаточно для жизни, - «И больше нет ничего, все находится в нас».
Эти три песни, конечно же, не ограничивают огромный список тех, которые отражают рассматриваемую тему. Всего творческое наследие Виктора Цоя насчитывает более трехсот песен, не считая стихотворений, которые не вошли ни в один альбом или сборник. В дополнении ко всему, в творческом арсенале музыканта присутствует и прозаические произведения, напоминающие по жанру лирическую миниатюру.