Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности учащегося. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.
Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры»
(Стандарт основного общего образования по искусству).
Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:[19]
¯ развитие сознания, музыкального мышления детей;
¯ развитие эмоциональной сферы учащихся;
¯ развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Основные усилия по обновлению содержания музыкального образования учителя музыки должны быть связаны с обогащением репертуара, использованием фольклора, церковной музыки, музыки современных стилей, джаза.
Именно такой широкий охват явлений музыкального искусства дает возможность ученику постепенно осознавать мысль о единстве различных «пластов» музыки, их прочных связях с окружающей жизнью, с внутренним миром человека, понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания музыки не только целостным, но и нравственно значимым. Знакомство с новейшими достижениями музыкальной педагогики, с современными программами приводят к осознанию того, что обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Пример таких программ:[20]
@ «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной;
@ «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр;
@ «К вершинам музыкального искусства» М. С. Красильниковой;
@ «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:
ü использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;
ü внедрение новых образовательных технологий;
ü использование современных методов музыкального воспитания;
ü принципов художественной дидактики;
ü использование инновационных форм работы.
Содержание учебного процесса на уроках музыки нацеливаю на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия) ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, нужно стараться формировать у учащихся ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательную деятельность, совершенствовать память, внимание, воображение.
Например, на уроке по теме «Музыка утра» использовать сравнительный анализ 2-х музыкальных произведений «Утро» Э. Грига и «Утреннее размышление» П. И. Чайковского для формирования ассоциативно-образно-го мышления можно использовать картины Э. Мунк «Солнце», К. Юон «Мартовское солнце» и поэтический текст:
Вот и солнце встаёт,
Из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
или:
Улыбнулось солнце с утра,
Осветило синюю даль,
Где течёт средь сопок Бира,
Где краснеет зеленая марь.[21]
На уроке по теме «Музыка осени» дети ощущают насколько многолика осень через «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, иллюстрации И. И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день» и стихи Пушкина.
Внедрение новых образовательных технологий: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, сберегающей здоровье технологии, интернет-технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности учащегося.
Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.
Например, на основе Интернет-технологий можно создать наглядное пособие для изучения темы «Природа и музыка», объединяющее в себе картины художника-пейзажиста Б. Щербакова «Двенадцать месяцев», музыкальный цикл П. И. Чайковского «Времена года» и других пейзажистов и композиторов.