Далеко не каждое произведение, которое предстоит исполнять, содержит трудные сольные фразы, "открытые места", широкие интервальные скачки и прочие вещи, достойные подробного изучения. Подчас партия трубы состоит из педалей, простеньких сигналов и аккордов в tutti. Качественное исполнение такого материала зависит от технологической и музыкальной подготовки трубача.
Три основные задачи в оркестровых партиях – нюанс, интонация и штрих. Наиболее распространенная ошибка – играть второстепенный материал громко, "заметно". Правда, порой играть тихо трудно, но это совершенно необходимо. Иначе звучание оркестра теряет прозрачность (например, в симфонии Моцарта или аккомпанементе) и обрастает ненужными "подробностями". Проверить себя нетрудно.
Во первых, необходимо слышать мелодию.
Во вторых, как правило, в классических симфониях трубы играют вместе с валторнами и литаврами. Нельзя играть громче литавр, и нужный нюанс соблюден.
Вопрос интонации, надо было поставить на первое место, ибо нет ничего ужасней фальшивого звучания. Следует помнить, что оркестр звучит не темперированно, и некоторые навыки игры с фортепиано придется пересмотреть. Нельзя стесняться лишний раз проверить строй. В домашней работе над оркестровой партией поможет тюнер, аппарат, показывающий правильность интонации. Во время игры в оркестре частенько приходится подстраиваться под общий строй оркестра, в частности под струнные, имеющих тенденцию завышать общий строй. Под понятием "штрих" в данном случае подразумевается не только правильное извлечение звука, но и его ведение и снятие.
Пример 1
Рис.
В примере 1 указаны наиболее частые ошибки
Разучивание отрывков из оркестровых партий или "оркестровых трудностей", должно быть рутинной ежедневной работой, наряду с упражнениями, гаммами и этюдами. Разделенный на маленькие фразы, превращенный в мини этюды отрывок становится с каждым проигрыванием проще, удобней.
Пример2а.
Рис. М. Мусоргский, инструментовка М. Равеля. "Картинки с выставки", "Прогулка".
Пример 2б
Рис.
Б. Барток. "Концерт для оркестра", фрагмент финала взят из «Rob Roy McGregor, Audition and Performance Preparation for Trumpet; Orchestral Literature Studies, Volume III, Balquhidder Music».
Следует остерегаться проигрывания с ошибками, ошибки заучиваются быстрее.