По характеру музыки шопеновская фуга напевна, но не претендует на широкий размах музыкальной формы. Тема мелодична, включает простейшие диатонические интонации и модуляцию в доминантовую тональность. Интересно сопоставить шопеновскую тему с патетической темой фуги Мендельсона из его органной сонаты: в таком сопоставлении видно своеобразие каждой, несмотря на сходство одного из мотивов, которое обнажается в репризе фуги Шопена:
При завершенном характере темы она, казалось, должна была бы сохраниться как устойчивое образование на протяжении всей фуги, однако у Шопена происходит нечто противоположное: тема начинает постепенно растворяться, отдавая свои интонации и певучесть интермедийным частям. Границы между ними стираются, вся фуга постепенно становится свободно текущим певучим построением. Только в трех проведениях тема сохраняет первоначальную величину (шесть тактов), все же последующие, лишь начавшись, расплываются, теряют свои контуры.
Интенсивной жизнью в фуге живет и противосложение. Оно везде сопутствует теме, подчиняясь ее мелодическому направлению, — при обращении темы тоже проводится в обращении. В последней интермедии, как и в заключительном двутакте, интонациям противосложения отведено главное место.
Нужно сказать, что скромная, на первый взгляд, роль шопеновской фуги, однако, обогащает наши представления о полифонических формах в музыке великого композитора. Слова Шопена: "фуга является как бы чистой логикой в музыке" нельзя воспринимать как апологию рационализма, формального логизирования. Фуга Шопена свободна в сравнении, например, с фугами Мендельсона или Шумана, и логику здесь можно представлять как непринужденное следствие естественной музыкальной мысли, образов. Ничто не должно отвлекать от развития единой мысли, ее утверждения, ее завершения. Никакой картинности, программности — логичное движение монотематического построения. Именно на такое толкование приведенных слов наталкивает собственная фуга Шопена. [2.с.101].
Процессуальное значение полифонических приемов у Шопена, подчеркивавшееся выше, не должно сводиться к частностям фактуры. Развитие художественного содержания неотделимо от музыкальной формы со всем многообразием ее тональных и фактурных компонентов. Среди последних и полифония подчас принимает на себя объединяющие функции, служит развитию и динамике содержания. В этом отношении особенно интересно проследить крупные формы шопеновских творений, и тогда яснее станет значительность полифонии как фактора драматургии.
шопен полифонический музыкальный драматургия