7 марта 1816 года в театре Ла Скала состоялась эта интересная «дуэль» двух скрипачей. Каждый должен был сначала исполнить концерт по своему выбору, затем вдвоем сыграть Концерт для скрипок Р. Крейцера, и наконец – пьесу по желанию. Первым выступил Паганини – с новым концертом ре мажор. Лафон играл концерт Крейцера. В двойном концерте Крейцера Паганини, по его словам, держался текста в местах дуэта, но когда солировал, импровизировал в собственном стиле. Лафон в заключение вечера играл Вариации на русскую песню, а Паганини – «Ведьмы». Позднее, вспоминая об этой музыкальной встрече, Паганини говорит, что «Я не сомневаюсь, что Лафон должен быть причислен к самым замечательным художникам». В 1816 году Паганини слушает игру Л. Шпора в Венеции и называет его «единственным подлинным певцом скрипки».
Победа над Лафоном и знакомство с искусством Шпора убедили Паганини, что в Европе ему будет обеспечен тот же прием, что и в Италии. Он намеревается дать свой первый концерт в Вене, начинает гастрольную поездку в этом направлении по Италии. В крайнем пункте, которого он достиг, - Триесте – им были даны с огромным успехом четыре концерта.
Но планы были изменены. Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать ее пению. Паганини увозит ее с собой в концертные поездки по стране и все более привязывается к ней.
В начале 1817 года происходит еще одна – третья встреча с молодым польским скрипачом Каролем Липиньским. Паганини предложил польскому скрипачу дать несколько совместных концертов. 17 апреля они исполнили в театре тот самый концерт Крейцера, который Паганини играл уже с Лафоном. После концерта итальянский виртуоз вручил поляку свой смычок в знак уважения к искусству Липиньского. Паганини и позднее выделял Липиньского из всех, с кем ему пришлось встретиться.
Паганини обретает еще одного друга – Джоаккино Россини. Увлеченный музыкой Россини, он сочиняет на темы его опер свои замечательные произведения: Интродукцию и вариации на молитву из опер «Моисей» для четвертой струны, на арию «Сердечный трепет» из оперы «Танкред», на тему «У очага уж не грущу я боле» из оперы «Золушка». В россиневских операх Паганини привлекает гражданский пафос, созвучный его умонастроению. Россини высоко оценил творческий талант Паганини и считал его одним из лучших инструментальных автором.
В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в древнюю «столицу мира» - Рим. В Риме произошло первое открытое столкновение Паганини с церковью. По существовавшему положению пятница считалась церковным днем, были запрещены все концерты и спектакли. Паганини же не хотел играть тогда, когда открыты театры, претендуя на исключительность своих выступлений. Пять месяцев продолжались переговоры, пока церковь не уступила и Паганини наконец, когда он решил уже уезжать, было дано разрешение.
Эти месяцы скрипач использовал для посещения музеев, театров. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло – Интродукция и вариации на тему арии «Как сердце замирает из популярной оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Интродукция обозначена как «каприччо». Написанная с огромным динамическим размахом, она поражает контрастами, демонической устремленностью, полнозвучным, поистине симфоническим изложением. Тема играется смычком, в то время как левая рука пиццикато исполняет аккомпанемент труднейший, на грани технических возможностей человека, прием – стремительный пассаж вверх и трель пиццикато левой рукой!