В течение 1794-1795 годов состоялись встречи, во многом определявшие дальнейшую судьбу Паганини, характер его творчества. Он познакомился с искусством польского виртуоза Августа Дурановского, концертировавшего тогда в Генуе. Юноша был потрясен необычайными выразительными средствами, применявшимися Дурановским.
Другая встреча состоялась с маркизом Джанкарлоди Негро, богатым генуэзским аристократом и меломаном. Она принесла не только дружбу с умным и добрым человеком. Маркиз взял на себя заботу о будущем Никколо. Салон ди Негро был одним из художественных центров города. Здесь Никколо впервые почувствовал дыхание культуры Италии, а также европейской, в первую очередь французской культуры, здесь началось приобщение к ее богатствам.
По совету маркиза, понявшего, что огромному таланту мальчика требуется художественное развитие, Паганини везут в Парму к одному из крупнейших скрипачей Италии Александро Ролле, игра которого произвела позднее глубокое впечатление на М. Глинку. В Генуе 31 июля 1795 года был организован прощальный концерт, который должен был помочь собрать средства для поездки.
Два выступления в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. На этом выступлении присутствовал художник Пасини, владелец скрипки работы знаменитого мастера Гварнери. Он предложил Никколо с листа сыграть труднейшее сочинение, пообещав, что, если в исполнении не окажется ни одной ошибки, скрипка будет ему подарена. Естественно, скрипка оказалась у Паганини.
Однако так великолепно начавшаяся жизнь чуть не кончилась трагически. Никколо заболел воспалением легких и был на грани смерти. В ноябре 1796 года он вновь в Генуе, где в ту пору концертировал знаменитый французский скрипач Родольф Крейцер, тот самый которому позднее Бетховен посвятил свою сонату. В салоне ди Негро Крейцер выступил, затем послушал игру Паганини и для проверки дал ему исполнить труднейшее свое сочинение. Изумленный дарованием юноши, он предсказал ему блестящую артистическую славу.
Антонио понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринимает поездку по Северной Италии. Снова состоялись выступления во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии – Милане. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жесткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.
Однако политические события в стране резко обострились. В 1797 году в Генуе вспыхнуло народное восстание против власти аристократов. Никколо с отцом пришлось вернуться домой, а затем выехать в свой загородный домик в Польчевере, где было безопаснее.
Для Никколо время, проведенное в Польчевере, было периодом интенсивнейших занятий на инструменте. Он играл каждый день по 10-12 и более часов. Музыкальное созревание скрипача было стимулировано разворачивающимся вокруг событиями. Именно во время периода защиты Генуи Паганини впервые встретился с драматизмом социального положения, когда в городе царили тиф, голод и смерть, когда до предела были накалены патриотические чувства людей. Это послужило стимулом к возмужанию его характера. Паганини увидел и пережил трагедию войны, контрасты жизни и смерти, надежды и отчаяния, оккупацию. После победы при Маренго французы вошли в город и он зажил своей мирной обычной жизнью и возобновилась концертная практика.
В Лукке должны были состояться большие церковные празднества. Никколо Паганини среди других музыкантов выступал в Луккском соборе во время службы. Высокий, тонкий, с огненными глазами предстал он перед своими слушателями, вызвав поначалу смех слишком длинным смычком, которым он тогда предпочитал играть, как вспоминал впоследствии в автобиографии. Но стоило ему прикоснуться к струнам, смех мгновенно затих. Необычные звуки его скрипки заворожили своим обаянием. Триумф был полным. Буря аплодисментов поставила других музыкантов перед трудным выбором: выступать им или нет. Никто после него выступить не решился.
За этим концертом с огромным успехом прошел еще один. И Паганини был приглашен выступить во дворце, после чего ему было предложено место первого скрипача Республики, которое он принял. Наконец-то пришла независимость от родительской опеки. Он был свободен и поэтому счастлив. Карло был также принят на службу в оперу. Окончились годы юности, становления индивидуальности, мастерства, поисков стиля, своего места. Никколо выходит на широкую концертную эстраду, сразу завоевав славу одного из лучших скрипачей Италии.