Многие исследователи в области вокальной педагогики и исполнительства показывают, какую многообразную роль играют резонаторы в пении:
- во-первых, придают певческому голосу силу и полётность, причем без каких-либо нажимов со стороны дыхания и усилий гортани (т.е. дают голосу как бы "даровую энергию");
- во-вторых, облагораживают тембр голоса, так как голосовые связки в изолированной гортани порождают неприятные, "неприличные" звуки (по данным автора и тех, кто их слышал);
- в-третьих, резонаторы защищают голосовые связки от перегрузок, облегчая их колебания.
Эти выводы из резонансной теории имеют большое практическое, вокально-методическое значение, так как ориентируют сознание певца, его психологию на максимальное использование резонаторов (15.37).
Практически работу резонаторов певец хорошо ощущает благодаря их сильной вибрации, изученной с помощью специальных приборов. Эти вибрационные ощущения и служат певцам ориентиром для правильной настройки резонаторов, соединения их с дыханием, достижения "резонирующего дыхания", и это очень важный практический вывод (13.28)
Среди певцов и педагогов немало сторонников горловых, связочных "теорий" постановки голоса. Научно доказана опасность культивирования у певцов "связочных ощущений", манипулирования ими и подчеркивает перспективность развития ориентации на резонансные вибрационные ощущения как показатели активности резонаторов (опять-таки ссылаясь на мнение известных певцов и педагогов) (11.24)
Приверженцы связочно-горловых методов не знают, что можно и нужно петь по - другому. Их беда в том, что они так учат других. Необходимо избирать позитивный путь агитации, многократно показывая выгоду для певца резонансного механизма пения (10.29).
Богатая вокальная природа певца значительно проигрывает из-за усвоенных им нерациональных навыков пения и, прежде всего, недостаточного использования резонансных возможностей голоса
, отсутствия связи дыхания с резонаторами или "резонансного дыхания"
.
В нашей стране – миллионы поющих людей, многие из которых стремятся стать профессиональными певцами. Насколько удается им это – во многом зависит от вокального педагога, от его вокально-методической установки. У медиков существует "Клятва Гиппократа", суть которой – "НЕ НАВРЕДИ!". Хорошо бы и вокальным педагогам, тоже давать такую клятву, поскольку в их руках здоровье голоса и будущее певца. А чтобы ее выполнить, надо придерживаться естественных и эффективных методов вокальной педагогики, знать резонансную природу певческого голоса и опыт выдающихся певцов (14.68).