К особым психологическим способностям певца относятся:
1) музыкальность;
2) музыкальный слух – пассивный, активный, мелодический, тембровый, темпоритмический, ладовое чувство, музыкальная память и др.
3) хороший вокальный слух, основанный на взаимосвязи слуховых, мышечных, вибрационных, зрительных и кожно-тактильных ощущений, обуславливающий совершенство механизмов управления певцом собственным певческим процессом. А также способность к пониманию и воспроизведению этих механизмов на основе восприятия голоса другого певца, т.е. способность к обучению хорошей певческой технике на слух;
4) образность и метафоричность мышления и представлений певца о певческом голосе и механизмах его образования в голосовом аппарате. Несклонность к "протокольной правде" (термин Шаляпина) в описании певческого процесса ("А дыхание берешь, как цветок нюхаешь", - Е.Образцова – и т.п.).
5) хороший эмоциональный слух (активный и пассивный), т.е. способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека по звуку его голоса и воспроизведению собственным голосом тонких оттенков эмоциональных чувств и переживаний;
6) хорошие художественно-исполнительские способности, художественный вкус, богатое воображение, чувство стиля произведения, способность к созданию совершенных художественных образов как голосовыми, так и актерскими средствами сценического поведения.
7) хорошая обучаемость, т.е. способность к овладению специальными способностями (11.34).
Несомненный интерес представляет соотношение этих специальных вокальных способностей с более общими психофизиологическими свойствами индивидуума, такими, как эмпатия, экстраверсия/интроверсия, эмоциональный интеллект (по Д.В. Люсину), темперамент (по В.М. Русалову), креативность, принадлежность к художественному типу личности (12.32).