Шопен, Глинка, Лист – зачинатели движения за создание национальных школ

Материалы » Рассвет национальной польской школы первой половины XIX века » Шопен, Глинка, Лист – зачинатели движения за создание национальных школ

Страница 4

Шопен бил национальным и народным художником, воспевающим историю, жизнь, искусство своей страны и своего народа, и одновременно романтиком, погруженным в интимные переживания и воспринимающим весь мир в лирическом преломлении. Эти две крайние стороны музыкальной эстетики XIX века сочетались у него в гармоничном равновесии. В облике «народного певца», в той манере, с которой он воспевал величие своей страны, есть нечто глубоко родственное эстетике современных ему западных романтиков-лириков. Дума и мысли Шопена о Польше облекались в форму «недосягаемой романтической мечты». Тяжелая (а в глазах Шопена и его современников почти безнадежная) судьба Польши придала его чувству к родине одновременно и характер болезненного томления по недосягаемому идеалу, и оттенок восторженно преувеличенного преклонения перед ее прекрасным прошлым.

То обстоятельство, что с двадцатилетнего возраста Шопен был вынужден жить на чужбине, что на протяжении чуть ли не двадцати последующих лет его нога ни разу не ступила на польскую почву, неизбежно усиливало его романтически-мечтательное отношение ко всему связанному с родиной. В его представлении Польша все больше и больше становилась похожей на прекрасный идеал, лишенный грубых черт реальности и воспринимаемый сквозь призму лирических переживаний. Даже «жанровые картинки», которые встречаются в его мазурках, или почти программные образы художественных шествий в полонезах, или широкие драматические полотна его баллад, навеянные эпическими поэмами Мицкевича, – все они в такой же степени, как чисто психологические зарисовки, трактованы Шопеном вне объективной «осязаемости».

Страницы: 1 2 3 4 

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru