«MJQ» и Майлс

Страница 3

В 1954 году со свойственной ему целеустремленностью Девис начал создавать различные небольшие ансамбли. Лицо всех его ансамблей определял новый стиль его игры, разительно контрастировавший с экспрессивной, бурной манерой Гиллеспи и его школы. Там, где Гиллеспи выплескивал каскады звуков, Майлс играл лишь несколько тонов, объединенных в короткие фразы. Он заполнял паузами, иногда длящимися до полутора тактов, даже медленные пьесы, а иногда брал ноты столь же большой длительности. Девис предпочитал мягкий тембр, часто использовал сурдину или играл еле слышно, приближаясь раструбом вплотную к микрофону, использовал «грязные» тоны и нисходящее на полтона глиссандо, придававшее тембру несколько гнусавый оттенок. Играл он, как правило, в среднем регистре, иногда подолгу не выходя за пределы одной октавы. Там, где боперы исполнили бы длинные текучие фразы, Девис предпочитал обрубленные лаконичные фигуры, накладывая их на граунд-бит.

Создание этого скупого стиля исполнения и стало главным вкладом Девиса в джаз. Начиная с 30-х годов, в джазе доминировали инструменталисты, предпочитавшие стремительные темпы и обрушивавшие на слушателей каскады звуков. На этом фоне исполнение Девиса казалось новинкой, он как бы избавил джаз от манеры, господствовавшей в течение двух десятилетий.

Логично предположить, что на него оказала влияние скупая исполнительская манера Телониуса Монка 40-х годов. Но все же следует признать, что Девис целенаправленно разрабатывал и утверждал свои творческие принципы. Он всегда отличался умом, вдумчивостью, честолюбием, быстро ориентировался в новых течениях. В 50-60-е годы не было трубача, который не испытал бы влияния Майлса Девиса. Его стиль распространился так быстро, что через какое-то время стал казаться шаблоном.

В 1955 году в ансамбле Девиса закрепился более или менее постоянный состав: контрабасист Пол Чемберс, пианист Ред Гарланд, экспрессивный барабанщик Филли Джо Джонс и игравшие в разное время саксофонисты – Сонни Роллинс, Джон Колтрейн и Кеннонбол Эддерли. Музыканты квинтета были подобраны таким образом, чтобы выразительно подчеркивать сдержанный стиль Девиса. Темпераментный Джонс поддерживал постоянный напряженный ритм, Колтрейн был настолько изобретательным и увлекающимся импровизатором, что не всегда мог контролировать бурлившие в нем идеи. На этом фоне изящное звучание трубы Майлса сверкает подобно драгоценным камням. На Ньюпортском джазовом фестивале в 1955 году квинтет имел грандиозный успех.

Способность распределять звуки неожиданным образом – сильная сторона творчества Девиса. В пьесе «Milestones», записанной на фирме «Columbia» в 1958 году, он растягивает среднюю часть настолько, что она уже не укладывается целиком в установленное время, и ему приходится оборвать ее, не закончив. Солисты и прежде стремились уходить от метрической пульсации, но это не всегда у них получалось. Лишь Девис до конца осознал этот принцип. Он свободно манипулировал темой, будто бы позабыв об аккомпанементе. Создавалось впечатление, что темп пьесы замедляется, хотя ритм-группа четко поддерживала граунд-бит. Интересна композиция и по своей структуре: она построена не на смене аккордов, а на ладовой основе. Кто первым начал применять ладовую систему в джазе, сказать трудно. Интерес к ладам возник у джазовых музыкантов в 50-е годы. Для Девиса, целенаправленно стремившегося к простоте, это было ценной находкой. Хотя он и не первый применил на практике ладовую систему, именно он доказал ее плодотворность.

В 1959-м году Девис с ансамблем, включающим пианиста Билла Эванса и Джона Колтрейна, записал альбом «Kind Of Blue», все пьесы на котором построены на основе различных звукорядов. Критики и поклонники сразу же провозгласили открытие ладового, или модального, джаза. Пластинка до сих пор считается важной вехой в развитии джаза.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru