Несмотря на все достоинства «MJQ» центральной фигурой на джазовой сцене в то время был Майлс Девис, самый парадоксальный музыкант в истории джаза. Природа одарила его не слишком щедро. Девис был лишен мелодического дара Бейдербека и Паркера, безупречного чувства ритма Лестера Янга, драматизма, присущего Армстронгу. Более того, исполнительские возможности Девиса были от природы ограничены слабыми легкими, его труба звучала бедно в верхнем регистре, он брал больше звуков с придыханием, чем подобало профессиональному музыканту. И, тем не менее, после смерти Чарли Паркера в джазе не было более выдающихся музыкантов, чем Джон Колтрейн и Майлс Девис.
Девис родился в 1926 году в Альтоне (штат Иллинойс). Вскоре после его рождения его семья переехала в Сент-Луис. Девис вырос в довольно состоятельной семье – его отец был зубным врачом – и в отличие от большинства негров-джазменов провел юные годы, не зная нужды. Майлс играл в школьном оркестре и брал уроки у трубача, воспитанного на манере Бобби Хэкетта и Шорти Бэйкера, славившихся качеством звучания. Возможно, Майлс перенял от своего учителя обостренное чувство звука, культуру звукоизвлечения. В шестнадцать лет Майлс играл с местным ансамблем «Blue Devils» и слушал боперов. В 1944 году, когда в Сент-Луис приехал оркестр Экстайна, Девис набрался смелости и упросил его разрешить сыграть с оркестром (по словам Девиса он вошел в зал, и Гиллеспи, увидев у него под мышкой трубу, пригласил его в оркестр) Майкл Джеймс в своей книге о Девисе цитирует следующее высказывание Экстайна: «Он не раз приходил с просьбой разрешить ему поиграть с оркестром. Я соглашался, щадя его самолюбие. Майлс был просто ужасен, его труба звучала отвратительно, тогда он вообще не умел играть».
Окончив школу в 1945 году, Девис поехал в Нью-Йорк с целью стать музыкантом и поступил в музыкальный колледж «Джульярд». Но вместо того, чтобы усердно заниматься, Майлс познакомился с Чарли Паркером и каким-то чудом сблизился с ним. Как ему это удалось – никто не ведает. Паркер считался гениальным самоучкой и ведущим джазовым инструменталистом, Девис делал свои первые шаги в музыке и ничем не отличался от множества других начинающих музыкантов. Тем не менее, он стал выступать с Паркером и записался с ним на первых пластинках бопа. Играл он также с Бенни Картером и в оркестре Экстайна, заменив ушедшего Фэтса Наварро.
Затем в 1947 году Паркер пригласил его в свой ансамбль, фактически вместо Гиллеспи. Для неопытного трубача, которому едва исполнился двадцать один год, это был настоящий триумф. Паркер часто играл с молодыми трубачами: после Девиса к нему пришел Ред Рони, которому было тоже двадцать один год, затем двадцатичетырехлетний МакКинли «Кенни» Дорхем. За полтора года работы с Паркером Девис вырос в опытного исполнителя. В то время он просто не мог не подражать Гиллеспи, хотя этот стиль не очень подходил ему по натуре.
В 1949 году произошел разрыв с Паркером, и Девису посчастливилось встретиться с музыкантами из оркестра Торнхилла. Как мы знаем, он вошел в их ансамбль и вскоре стал его формальным руководителем, еще раз заняв место, которое судьба словно подарила ему авансом. Несмотря на не слишком значительное его участие в разработке идей ансамбля вышедшие пластинки, ознаменовавшие собой рождение кул-джаза, укрепили его репутацию в музыкальном мире.
Девис, безусловно, соответствовал общему уровню ансамбля, хотя и был далек от того, чтобы считаться первоклассным трубачом, и как ведущий солист был не на высоте. Если бы на его месте оказался сильный профессионал, ансамбль мог бы звучать более слаженно и уверенно. Но уже тогда Майлс начал разрабатывать свой лаконичный стиль, который потом принес ему успех.