И все же Тристано, хотя во многом и предвосхитил развитие джаза, находился в стороне от основного пути. У него не было ни предшественников, ни прямых последователей.
Кул-джаз достиг своего апогея в 1949 году с выходом серии пластинок, в записи которых, помимо музыкантов из оркестра Торнхилла: Гила Эванса, саксофониста Джерри Маллигена и трубача Джона Кариси принимал участие пианист Джон Льюис. В группу привлекли также трубача Майлса Девиса, незадолго до того ушедшего от Паркера. Хотя роль Девиса сводилась в основном к проведению репетиций и формальному руководству оркестром, на пластинке, принимая во внимание, что он единственный из музыкантов коллектива был известен любителям джаза, было оставлено его имя. Быстро завоевавший популярность оркестр пригласили записываться на «Capital Records», в студии которой в январе1949 – марте 1950 и была записана серия пластинок, ознаменовавшая собой рождение кул-джаза. Пластинки были равнодушно восприняты публикой, но оказали огромное влияние на музыкантов. Все пьесы исполняются в спокойной, сосредоточенной манере, ставшей отличительным признаком стиля. Музыканты не форсируют звук: нет и намека на энергичную фразировку Паркера, Элдриджа, Хокинса или Гудмена. Темпы – умеренные. В целом ощущается некоторая статичность, самоуглубленность, созерцательность. Аранжировки ансамбля Майлса Девиса интересны также отходом от традиционной формы гармонических квадратов. Пьесы, как правило, основаны на размерах, отличных от четырех четвертей.
Несмотря на все их новаторство, в целом первые пластинки кул-джаза трудно назвать удачными. Аранжировки не столь цельны, как хотелось бы, исполнители иногда играют будто наощупь, а то и вовсе слабо, особенно Девис. Отчасти это объясняется сложностью самого музыкального материала. Не следует к тому же забывать, что это – первая проба сил совсем молодых людей: Девису было 22 года, а Маллигену и Конитцу по 21
Многие исполнители кул-джаза жили в Калифорнии, поэтому новое направление стало известно еще и как «вест-коуст джаз» (джаз западного побережья). Самый знаменитый представитель этой школы – пианист Дейв Брубек, обучавшийся теории музыки у Дариуса Мийо. Вместе с саксофонистом Полом Дезмондом он создал квартет, который включал в себя также контрабасиста и исполнителя на ударных. Квартет быстро завоевал популярность, особенно в студенческой среде. Одними из первых они стали выступать в концертных залах колледжей и практиковать «живую» запись пластинок. Исполнение Брубека часто лишено гибкости и раскованности. Иногда он чрезмерно увлекался длинными цепочками блок-аккордов или злоупотреблял чередованием пар ровных восьмых, производящим впечатление безостановочного раскачивания.
Хотя многие музыканты возмущались размерами гонораров Брубека и пренебрежительно отзывались о его игре, они отдавали должное замечательному саксофонисту оркестра Дезмонду. Его саксофон обладал прозрачным звучанием, как у Ли Конитца. Вдумчивая игра отличалась сдержанностью, граничащей чуть ли не с робостью. Сильная сторона его исполнения заключалась в обработке мелодической линии до тех пор, пока не исчерпаны все ее возможности. В своих лучших работах Дезмонд и Брубек часто одновременно вели связанные между собой линии – иногда параллельные, иногда контрастирующие, иногда это напоминало диалог. Композиция Пола Дезмонда «Take Five» написанная на пять четвертей, стала одной из популярнейших в джазе тем.