«Далёкие моря», лирико-комическая опера по пьесе B. Дыховичного «Свадебное путешествие Не закончена. 1948
3. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса
«Из Италии»1886;
«Макбет 1886–1888;
«Дон-Жуан 1887–1889;
«Смерть и просветление 1890;
«Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» (1895);
«Так говорил Заратустра» 1896, начальные звуки которой сегодня широко известны благодаря фильму Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея» в передаче «Что? Где? Когда?»;
«Дон Кихот» 1897;
«Жизнь героя» 1897–1898;
«Домашняя симфония1902–1903;
«Альпийская симфония» 1911–15.
Билет 6
1. Отечественная музыка 1920-х годов, творчество представителей советского авангарда. (Из книги Назаровой)
Важнейшей чертой начального периода развития сов.муз. было отсутствие изоляции от западной музыкальной культуры.
Сложность и неоднозначность данного периода рождали многоукладность, плюрализм творческих устремлений и стилевых тенденций.
Черты эстетики авангарда:
1) Различные авангардные течения объединяла «эстетика»нигилизма, скептическое отношение к традициям прошлого
2) Антиромантизм авангардистов. Отвергали романтизм, что приводило к подчеркнутой жестокости и динамичности звучания
3) Футурологическая направленность и соц. ориентированность искусства
Русский авангард не представлял собой единого движения и школы. Это была группа ярких новаторов, революционеров в искусстве.
Первый русский музыкальный авангард не имел столь четкой оформленности, как литературный или живописный авангард того времени, но довольно часто к нему, как и к явлениям в параллельных искусствах, применяют термин «футуризм». В русле этого движения можно назвать таких композиторов, как Н.А. Рославец, И.А. Вышнеградский, Н.Б.Обухов, А.С. Лурье, А.М. Авраамов, И. Шиллингер; некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали – как правило, в безвестности – развивать свои новации в других странах (во Франции – Вышнеградский, Обухов, Лурье; в США – Лурье, Шиллингер); остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги) должны были с начала 1930-х годов сменить ориентацию и заняться иными видами музыкальной деятельности. Исследователи отмечают, что ранний музыкальный авангард – явление «неочевидное», весьма неоднородное и оставившее сравнительно мало оформленных музыкальных опусов. Главным здесь был поиск некоего «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в музыкальной ткани, так и в литературных манифестах. В русле «нового мирослышания» переосмысливались многие основные музыкальные категории – звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т.д. Почти все ранние авангардисты, так или иначе, занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов.
Главной концепцией музыкального футуризма становилось раскрепощение звуковой массы.
Для таких авторов, как Вышнеградский и Обухов (и для некоторых других тоже), характерна напряженная мистическая настроенность (у этих двоих ориентированная на христианство).
Влияние раннего русского музыкального авангарда на авангард 1960–1980-х годов практически не прослеживается – он был просто неизвестен (лишь в 1980-е годы начинаются исполнения сочинений таких авторов, как Рославец, Мосолов, Лурье, – т.е. оставивших законченные и «удобные» для презентации опусы). Определенное, хотя и опосредованное влияние оказали на западных музыкантов жившие во Франции Обухов и Вышнеградский (в частности, их высоко ценили О.Мессиан и П.Булез, хотя исследования их творчества и исполнения их музыки относятся в основном к последним десятилетиям).
2. Творческая эволюция Арнольда Шенберга
Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», (1899). Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902–1903), кантате «Песни Гурре» (1900–1911), «Первом струнном квартете» (1905).