2. «Песнь о земле»Густава Маллера симфония-кантата Густава Малера для двух солистов и оркестра (1909). Симфония не обозначена номером, поскольку сочинена после Восьмой симфонии и должна была стать девятой – это номер оказался роковым для Бетховена и Брукнера. Впрочем, после завершения «Песни о земле» Малер всё же сочиняет Девятую симфонию, ставшую его последним завершённым произведением. Симфония написана на стихи Ли Бо и других средневековых китайских поэтов в переводе Ханса Бетге («Китайская флейта», 1907). По форме симфония близка к вокальному циклу. Из шести частей произведения лишь последняя обладает относительной протяжённостью. Необычная форма симфонии «Песнь о земле» оказала влияние на некоторых композиторов XX века – авторов многочастных симфоний, по форме также напоминающих вокальные циклы. Среди них – Дмитрий Шостакович (Симфония № 13 на стихи Е. Евтушенко; Симфония № 14 на стихи Р. М. Рильке, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Ф. Г. Лорки), Кшиштоф Пендерецкий (Симфония № 8 на стихи И. В. Гёте, А. фон Арнима, Й. Эйхендорфа, Р. М. Рильке, К. Крауса, Г. Гессе).
3. «Ромео и Джульетта» - Прокофьев – балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом Сергея Прокофьева. Либретто Адриана Пиотровского, Сергей Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева – один из самых популярных балетов двадцатого столетия. В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец. Премьера состоялась только через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешёл к Большому театру, который тоже отменил постановку после кампании 1936 г. В конце концов премьера состоялась за границей в декабре 1938 г., в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 г.; спектакль был удостоен Сталинской премии. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета.
Билет 3
1. Периодизация и основная проблематика отечественной музыки XX века
Переодизация:
1) 20 –е г. – время новаторства, новых исканий, творческих экспериментов
2) 30 – е и 50-е – единые годы включающие в себя позорные послевоенные постановления. Характерен поворот в классике, годы в которые опера и симфония занимали ведущее место. В 30-е г.были написаны вершинные произведения: 5 симфония Шостаковича и его опера «Леди Макбет Мценского уезда», «Ромео и Джульетта»- Прокофьева
3) «Хрущевская отепель» - поднятие железного занавеса – преодоление изоляции и сближение отечественного искусства с мировыми художественными явлениями и процессами.
Проблематика:
1) «Железный занавес» - изоляция
2) Начиная с 30 – х г. – консервация традиций
3) Эволюция музыкального языка и жанров не была определяющей для советской музыке вплоть до 60-х г.
4) Избирательное отношение к классическому наследию
5) Идеологический прессинг, вынуждавший художников исполнять «соц.заказ», превратившийся с конца 30-х в «соц.приказ»