Франсуа Куперен (фр. François Couperin; 10 ноября 1668, Париж - 11 сентября 1733, там же)
Вершины своей французская клавесинная школа достигла в творчестве двух гениев - Франсуа Куперена) и его младшего современника Жана Филиппа Рамо).
Франсуа Куперен - известнейший и самый крупный композитор-клавесинист французской школы. Родился в потомственной музыкальной семье церковного органиста Шарля Куперена. Первым учителем его был отец; затем музыкальные занятия продолжались под руководством органиста Ж. Томлена. В 1685 году Франсуа Куперен занял должность органиста в церкви Сен-Жерве, где ранее работали его дед Луи Куперен и отец. С 1693 года началась также деятельность Франсуа Куперена при королевском дворе - как педагога, затем органиста придворной капеллы, камер-музыканта (клавесиниста). Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста. Обязанности Куперена при дворе были весьма многообразны - он выступал как солист, сочинял музыку для придворных концертов и для церковных праздников, аккомпанировал певцам и давал уроки игры на клавесине дофину и другим членам королевской семьи. Одновременно он не оставлял частных уроков и сохранял за собой должность органиста в парижской церкви Сен-Жерве (Cв. Гервасия) - этот пост он занимал до самой смерти. Должность королевского музыканта накладывает определенные ограничения - и, как результат, почти вся жизнь Куперена прошла в Париже или в Версале, и внешними событиями она была явно небогата. В 1730 году вышел в отставку, передав своё место дочери, Маргарите-Антуанетте.
Основные сочинения Куперена написаны для клавесина - более 250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки: "Бабочки", "Жнецы", "Верность", "Ветряные мельницы" и др. Стиль этих сочинений отличался лёгкостью, изяществом и выразительностью, и они быстро получили огромную известность не только во Франции, но и за границей. Как непревзойденный мастер игры на клавесине он удостоился от своих современников титула "Le Grand" - "Великий".
Всего Куперен сочинил более 250 пьес для клавесина, объединенных в 27 сюит. Всё вместе это составило четыре больших сборника, вышедших в свет соответственно в 1713, 1716 (1717?), 1722 и 1730 гг. Сюиты Куперена назывались "Les Ordres", что означало "ряды, последовательности". В них чередовались пьесы самого различного характера. Большинство миниатюр имеет программные подзаголовки, здесь есть и жанрово-изобразительные сцены, и зарисовки природы, и сатирические сцены; стремление передать в звуковых образах душевный облик, черты характера или физическое состояние.
Хотя слава Куперена связана в основном с его заслугами композитора-клавесиниста, им написано немало произведений для камерного ансамбля (концерты, трио-сонаты), а среди его духовных сочинений есть две органные мессы, сочинения для органа, мотеты и так называемые "Lecons des Tenebres" ("Ночные чтения").
Куперен также является автором ряда теоретических работ и трактата "Искусство игры на клавесине". В трактате содержится ряд важнейших методических указаний относительно выразительных приемов игры, аппликатуры, а также подчеркивается особая роль мелизматических украшений.
В своем творчестве Куперен блестяще сочетал французские и итальянские влияния, а своими учителями-предшественниками считал Жана Батиста Люлли и Арканджело Корелли. Своеобразную дань уважения этим особо им чтимым музыкантам Куперен отдал в многочастных 7 инструментальных концертах "Парнас, или Апофеоз Корелли" ("Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli", (1724) и "Апофеоз Люлли" (полное название - "Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли" ("Concert instrumental sous le titre d'apothose compos a la mmoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully", 1725)).
Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются Королевские концерты, написанные в 1714-1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты Нации, появившиеся в 1726. Кстати, Куперен обратился к сочинению трио-сонат под впечатлением музыки Корелли. По образцу великого итальянца Куперен сочинил одну сонату, и, как он писал, "зная алчность французов ко всем иностранным новинкам", выдал ее за произведение "итальянского автора Куперино". Соната слушателям понравилась. Это придало композитору уверенность, и он продолжил работу над трио-сонатами, новым для Франции жанром, ставшим популярным здесь именно благодаря Куперену.