Дальнейший путь французской школы клавесинистов (приведший затем к Франсуа Куперену Великому) связан с именами уже названных д'Англебера и Лебега, а также Луи Маршана, Гаспара ле Ру и ряда других композиторов, перешагнувших из XVII в XVIII век. Их творческими усилиями формируется сюита, которая, однако, и теперь не приобретает устойчивых форм. Хотя начальными частями ее становятся у д'Англебера и Лебега аллеманда и куранта, дальше могут следовать едва ли не любые танцы, а завершается целое то гавотом и менуэтом (новыми, модными танцами), то старинной гальярдой и пассакальей, следующими за жигой. Французская школа тяготеет больше к свободному ряду миниатюр как своего рода концертной программе, чем к кристаллизации определенного типа сюиты с ее опорными танцами. Тем не менее, в общеевропейском масштабе музыка для клавира остается связанной в XVII веке по преимуществу с жанром сюиты, как бы он ни понимался в разных странах и разными композиторами. Это означает, что каждая пьеса остается, как правило, небольшой, выдержанной в одном движении, по-своему характерной (хотя бы по признакам танцевального движения), а в музыкальном искусстве усиливается тяга к многообразию, к сопоставлению, даже возможному контрасту образов, на первых порах выраженному хотя бы в их сюитном чередовании.
Жан Анри д'Англебер (d'Anglebert; вероятно, 1628, Париж - 23 IV 1691, там же) -
французский композитор, клавесинист, органист. Ученик Ж. Шамбоньера. В 1664-1674 придворный клавесинист Людовика XIV (эту должность наследовал его старший сын - Жан Батист Анри д'Англебер). Анри принадлежат произведения для клавесина и органа, отличающиеся совершенной полифонической техникой. Известный сборник пьес для клавесина ("60 Piиces de clavecin", P., 1689) включает его оригинальные сочинения (в т. ч.22 вариации на мелодию испанской "Фолии"), многочисленные переложения арий и танцев из опер Ж.Б. Люлли, а также теоретические разработки ("Принципы аккомпанемента", таблица расшифровки орнаментики).
Лебег (Lebègue) Никола Антуан - (1631, Лион - 06.07.1702, Париж) -
французский композитор и органист. Служил церковным органистом в Париже. Автор клавесинных (2 сборника 1677г.) и органных (3 сборника) сюит, в которых, подражая Ф. Куперену, широко использовал танцевальную музыку того времени: гавот, менуэт, бурре, рондо, пассакалью и др. Написал несколько тетрадей пьес для органа и для фп. и 2-3-глсн. "Airs" с continuo.
Луи Маршан (
Louis
Marchand
; 02.02.1669, Лион - 17.02.1732, Париж) -
французский клавесинист, органист и композитор (представитель версальской школы). Родился в семье органиста. С 1684 г. выполнял обязанности соборного органиста в Невере, а с 1698 г. - в Париже. Был органистом соборов различных городов Франции, в том числе парижской церкви францисканцев-кордельеров. В 1689 году обосновался в Париже, служил придворным органистом в 1708-14 гг. в королевской капелле Версаля. Принадлежал к числу лучших французских органистов своего времени. Славился как клавесинист-виртуоз и педагог. Совершил трехлетнюю концертную поездку по Германии (1713-1717), в 1717 уклонился от состязания с И.С. Бахом, которое предполагалось провести в Дрездене. Среди его учеников - Луи-Клод Дакен (1694 - 1772). Автор произведений для клавесина, органа, чембало, церковной музыки. Важнейшая часть композиторского наследия Маршана - ранние органные пьесы и клавирные сюиты. Автор двух томов сочинений для клавесина и сборник органных пьес. Его перу принадлежат также опера "Пирам и Тисба", нескольких кантат (кантата "Алкион"), вокальные миниатюры, трактат о композиции. В 1702-1703 годах в Париже были опубликованы два сборника музыкальных пьес Маршана. В композиторском творчестве предвосхитил некоторые приёмы (яркий гармонический язык, чёткая ритмика, смелые мелодические обороты), развитые позднее Ж.Ф. Рамо.6