Жак Шампион де Шамбоньер
(Jacques Champion de Chambonnieres; 1601 - перед 4 мая 1672)
Жак Шампион де Шамбоньер был известен как превосходный исполнитель на клавесине и органе, талантливый композитор и преуспевающий педагог. Так же он был превосходным танцором и учавствовал в балетных постановках. Родился в Париже. Происходил из потомственной семьи музыкантов. Самым известным был его дед Тома Шампион (прозванный Миту). Его отец, Жак Шампион, органист и клавесинист, служил при дворе Людовика XIII клавесинистом. В сентябре 1611 года Шамбоньеру была обещана в будущем придворная должность отца. С 1640 года он находился на придворной службе (эпинетист - по названию малого клавесина). Эту должность он занимал недолго, так как король Людовик XIII умер в 1643 году, а у его жены - королевы Марии Медичи, которая стала регентшей молодого Людовика XIV, были свои музыканты, но он стал учителем молодого короля. Сделал блестящую карьеру при французском дворе, однако в конце жизни впал в немилость, потерял свой пост и умер в нищете.
Деятельность Жака Шамбоньера не ограничивалась только придворными обязанностями. В 1641 году он организовал серию платных концертов под названием "Assemblee des Honnestes Curieux" (Собрание истинно любознательных), концерты проходили у него дома, два раза в неделю, в них участвовало около десяти постоянных музыкантов и приглашенные артисты. Возможно, это были одни из самых первых концертов такого рода, так как до этого все выступления подразумевали поддержку короля, церкви или крупных аристократов.
Клавесинные пьесы Шамбоньера возникли на основе танцев - куранты (их особенно много у композитора), аллеманды, сарабанды, жиги, паваны, гальярды, канари, менуэта. Как раз в те годы, когда началась деятельность родоначальников французской школы клавесинистов Жака Шампиона де Шамбоньера и его последователя Луи Куперена, в Париже пользовался славой крупнейший лютнист Дени Готье (ок.1600-1672), создававший многочисленные пьесы для своего инструмента. Сопоставление лютневой музыки Готье с клавесинными пьесами Шамбоньера позволяет обнаружить много общего в искусстве того и другого: жанровые основы, выбор танцев, программные тенденции, самый характер возникающих образов, стилистика. Строгий и величавый стиль Шамбоньера сформировался на основе традиций французской лютневой музыки, представителями которой были также и Жермен Пинель, Эннемонд.
Именно из такого репертуара со временем сложился определенный вид сюиты, характерный для некоторых школ и по преимуществу - для немецких композиторов. Выделение в качестве главных частей сюиты аллеманды, куранты, сарабанды и жиги было отчасти подготовлено работой французских композиторов над этими танцами, отбором их, проведенным у Фробергера, затем у Пахельбеля, и, наконец, творческой практикой И.С. Баха (Французские сюиты). Пьесы Шамбоньера не образуют какого-либо типа сюиты, это не характерно для французских клавесинистов. Шамбоньер стилизует изложение танцев. Более заметно это в его аллемандах, которые уже далеки от танцевальности, несколько полифонизированы и являются небольшими пьесами преимущественно спокойно-раздумчивого характера. Куранты сохраняют свой балетный облик. Сарабанды то несколько тяжеловесны, то более лиричны, с преобладанием мелодической выразительности (что станет в дальнейшем традицией для сарабанды как на сцене, так и в инструментальной музыке). Программные подзаголовки в ряде танцев у Шамбоньера побуждают к сценическим, в частности балетным ассоциациям: павана "Беседа ботов", сарабанда "Юные зефиры", "Торжественная сарабанда". Характерна выдержанность заданного движения и ритма. Охотно обращается композитор к вариационности, создавая после танца его дубли.
По общему музыкальному складу пьесы Шамбоньера тяготеют к гомофонии. Подвижность всех голосов не затемняет гармоническую основу целого. Фактура остается легкой, прозрачной. Шамбоньер одним из первых клавесинистов стал вводить орнаментацию мелодии - трели, форшлаги, морденты, группетто. Одной из определяющих характеристик его музыки является широкая и ясная мелодическая линия, однако под приятной мелодической поверхностью скрывается существенная полифоническая сложность и контрапункт. Композитор в своем творчестве намечает характер орнаментики, которая вскоре приобретет у французских клавесинистов всеобщую власть и составит один из господствующих признаков их стиля. Правда, в сравнении, например, с музыкой Франсуа Куперена орнаментальность Шамбоньера не столь изысканна и не столь обильна: украшений не слишком много, и они сосредоточены в верхнем голосе. Из множества приемов орнаментации композитор отбирает те, которые обвивают гармонический звук (форшлаг, группетто, трель) как опору мелодии. Благодаря этому характерное движение танца большей частью вполне ощутимо в его курантах и сарабандах.