О клавесине

Клавеси́н (итал. clavicembalo) - клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Струна в нем дёргается язычком из пера (ныне - из пластика). Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в "Декамероне" Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение - на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает Анри Арно де Цволле в 1436 году. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX - XX веков. Инициатором возрождения инструмента стал А. Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам. Для регистровки, то есть, изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C - c’’’), в XVIII веке - до 5 октав (F’ - f’’’). Клавесин имел в разных странах несколько разновидностей. Большой инструмент крыловидной формы назывался именно клавесином во Франции, клавичембало в Италии, флюгелем в Германии. Небольшие прямоугольные инструменты носили название эпинета во Франции, спинета в Италии, верджинеля в Англии.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук - более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Клавесин постоянно совершенствовался, причем предпринимались попытки всемерно разнообразить его звучание. В XVII столетии знаменитые голландские мастера Рюккерсы выпускали концертные клавесины, обладавшие сильным звуком. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. Нередко создавались клавесины с двумя мануалами. Этим достигались различная сила звука (клавиатура-forte и клавиатура-piano) и хорошая возможность передавать перекрещивание голосов. Использовались также эффекты особых "регистров" на клавесине: нажим кнопки или рычажка включал в действие струны из различного материала или струны, прикрытые пергаментом. Иногда добавлялся третий мануал с "лютневым" тембром (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кусочками кожи или войлока). Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. Комбинациями всех этих средств удавалось достигать градаций звука, изменения тембра, некоторого нарастания звучности, но эффекты crescendo и diminuendo на клавесине были в полную силу недостижимы.

Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку: Франсуа Куперен, Луи Куперен, Луи Маршан, Жан-Филипп Рамо, Иоганн Себастьян Бах, Иоганн Пахельбель, Дитрих Букстехуде, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Якоб Фробергер, Георг Фридрих Гендель, Жоссе Бутми, Жан-Жозеф Бутми, Уильям Бёрд, Генри Пёрселл, Иоганн Адам Рейнеке, Доминико Скарлатти, Алессандро Скарлатти, Матиас Векман, Доминико Циполи и др.

Известные клавесинисты: Андрей Волконский, Густав Леонхардт, Ванда Ландовска, Роберт Хилл.

французский клавесинист музыка клавирный

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru