Работа над метроритмическими упражнениями направлена на развитие навыков воспроизведения сложных ритмических рисунков, характерных для джазовой и современной эстрадной музыки.
Специальные двустрочные упражнения созданы для того, что бы помочь учащимся – пианистам:
осваивать разнообразные ритмические рисунки, сложные размеры.
координировать линии двух строк, действия левой и правой рук.
научиться выбирать необходимый темп, исходя из собственных возможностей (подготовленности, темперамента, самочувствия и т.д.) и требований диктуемых самим текстом (жанровыми и стилевыми особенностыми).
уметь держать единый темп при исполнении серии примеров, не уставать, находить варианты исполнения.
работать над собственным внутренним чувством ритма.
В качестве ударного инструмента можно использовать. К примеру, крышку клавиатуры фортепиано по которой стучать обеими руками не слишком сильно, выделяя сильную долю и максимально облегчая движение на слабых долях. Иногда в упражнениях к рукам подключается и нога (правая или левая, кому как удобно).
Общие рекомендации:
Выделить и строго соблюдать метрическую единицу;
Выполнять пример (серию примеров) в едином темпе, желательно без остановок;
Не получившиеся места запомнить, выделить и разобраться в причинах после окончания примера;
Следить за тем, что бы руки не напрягались;
Попытаться услышать перекличку между голосами (руками), если таковые содержаться в примере;
джаз ритм свинг исполнительский техника
2. Выполнять ритмические партитуры правой и левой рукой
3. Упражнения на ритмическую фигуру – выполнять правой и левой рукой
4. В следующих упражнениях – характерный для джазовой музыки синкопированный ритм
Упражнения следует выполнять правой (верхний стан) и левой (нижний стан) рукой, одновременно отстукивая ровные четвертные ногой в размере 2
4.
5. Упражнение на ритмическую фигуру будьте особенно внимательны, когда первая доля начинается с шестнадцатой, за которой следует восьмая с точкой. Конечно, акцент ставится на первую ноту
6. Несколько авангардный вид текста: ноты объединяются в группу через тактовую черту. Такая форма записи - не редкость в современной эстрадной музыке.
7. Упражнения на ритмическую формулу и различные её варианты:
,
и т.д.
8. Более сложные ритмические фигуры в совмещении с триолями лигами паузами
Старайтесь держать один темп и постукивать ногой ровные четверти
Несомненно, все приведённые выше упражнения несут большую пользу при изучении характерного для джазовой музыки метроритма, а также воспитывает в учащемся чувство «триольности», свинга, акцентировки и т.д.