«Ведь будучи теоретиком, он был и практиком – композитором. Если бы он не мог сочинять, разве был бы у него талант так восхищаться сочинениями Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, как восхищался он?» (№10, с. 20).
«Асафьев не хвалил, а вскрывал индивидуальные особенности данного художника, неповторимую специфику исследуемого произведения… И писал он не только об утвердившихся в сане великих, он писал и о работах молодых… Слишком хорошо он знал труд творца… Он знал как это делается! Сам делал! Писал балеты и оперы, репетировал, знал театр изнутри, а не только из партера, забежав на спектакль». (№10, с. 20).
Асафьев анализировал не только окружающую его среду, своих друзей, учеников, коллег, но и самого себя – как композитора, музыковеда, музыканта: «Уверяю Вас, что я просто старый музыкант, а не музыковед». (№10, с. 299).
Асафьев – основоположник советского музыковедения и его заслуги в этой области просто неоценимы и исключительны: ученый возвел отечественное музыковедение на мировую высоту. Научные исследования академика опираются на прочный фундамент глубоких, разносторонних знаний. Его проницательный аналитический ум – наверное, единственный в своем роде.
Многие научные работы Асафьева признаны классическими образцами философского, исторического, художественного и технологического анализа. Таковыми являются многие его исследования, посвященные творчеству русских и советских композиторов: Глинке, Чайковскому, Римскому-Корсакову, Мусоргскому, Мясковскому, Лядову, Глазунову, Прокофьеву, Стравинскому.
Его идеи послужили мощным стимулом для рассмотрения самых различных проблем в самых различных аспектах – историко-эстетических, аналитических, культурологических – и до сих пор плодотворно разрабатываются в трудах многих отечественных и зарубежных музыковедов. Если академик не рассматривал или не изучал тот или иной вопрос музыкальной науки, то он, по меньшей мере выявил его и наметил пути его развития. Будь то сфера истории или теории музыки, асафьевское наследие стало фундаментом современного музыкознания. Будучи важнейшим элементом его общеметодологической базы, идеи Асафьева влияют на теорию и практику отечественной музыкальной культуры.