В своих статьях «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!» Асафьев призывает к связи музыкантов с жизнью, приближению к слушателю.
В первой половине 30-х годов интенсивно разворачивается работа Асафьева на композиторском поприще, и интересы композитора на некоторое время оттесняют интересы критика и учёного. В этот период, уделяя большое внимание музыкальному творчеству, он особенно интенсивно работает в области балета.
Композитор писал свои балеты на сюжеты А.С. Пушкина – «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938), «Барышня-крестьянка» (1946); Н.В. Гоголя – «Ночь перед Рождеством» (1938); М.Ю. Лермонтова – «Ашик-Кериб» (1940); М. Горького – «Радда и Лойко» (1938); О. Бальзака – «Утраченные иллюзии» (1935); Данте – «Франческа да Римини» (1947). В балетном творчестве Асафьева получила отражение тема гражданской войны – «Партизанские дни» (1937) – и фашизма – «Милица» (1947).