Конец XIX – начало XX века – время юности Асафьева, когда формировались его убеждения, происходило становление его как личности и ученого. Он пристально вглядывался и вслушивался в события тех лет, осмысляя диалектическую взаимосвязь идеалов прошлого с новыми тенденциями, созревающими в сложной историко-культурной ситуации.
Асафьев верно понимал и оценивал неразрывность и непрерывность линии исторического развития русского искусства. Как сравнение важнейших признаков разных видов искусства (литературы, музыки, живописи), так и глубокое истолкование, анализ отдельных сочинений, конкретных средств выразительности позволяли ученому обнаруживать и вскрывать природу процессов, происходящих в русской музыкальной культуре России рубежа веков.
Условия, в которых рос и воспитывался Асафьев, определили направленность его взглядов на жизнь. Формированию его мировоззрения способствовало, безусловно, общение с такими передовыми людьми, как Стасов, Репин, Римский-Корсаков и многие другие. Но, кроме этого, еще и политическая обстановка России того времени оказывала большое влияние на направленность творчества Асафьева.
Начало деятельности ученого протекало в сложной, противоречивой общественной обстановке, сложившейся в России в период между революциями 1905 и 1917 годов.
Общественная жизнь в России в начале ХХ века была сложной и насыщенной различными событиями. Идейные контрасты, борьба противоположных тенденций, социально-политическая нестабильность, столкновения различных мировоззрений проявляются и в области искусства. Характерное явление этого времени – идеологизация искусства и культуры.
Решающее значение для дальнейшего развития Асафьева, как и всех других деятелей искусства того времени, имел ряд партийный документов, в которых нашла своё выражение последовательная политика государства в вопросах культуры и искусства.
В 1932 году состоялось постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, что непосредственным образом определило дальнейшую деятельность музыковеда.
Если мы обратимся к статьям Асафьева, написанным в 30-е годы, то увидим, что все они были написаны непосредственно под влиянием постановления ЦК ВКП(б). В них видна та коренная творческая переориентировка всего советского музыкального творчества, которая произошла после данного постановления. В последней из своих статей Асафьев сформулировал основной вопрос, который был выдвинут перед всеми советскими композиторами: «Как мне, с моим опытом, моими техническими средствами, моим методом и умением строить, включиться в музыку нашей страны, как изжить в себе индивидуалистически-собственническую творческую психику… Не потеряв себя, конечно, но найдя себя уже как носителя стремлений и эмоций коллектива. А для того, чтобы петь то, о чём поёт строящаяся действительность, не надо петь всем, как все, а надо осознать себя во всех, то есть в общем деле, и тогда творчество перестроится органически». («Сов. муз.», 1933, №3).
Асафьев пишет множество листовок – пояснений («летучек») к концертам, посвящая их популяризации русской музыки: «…я начал писать летучки – характерно-популярные пояснения исполняемой музыки. Это привилось, и я оказался родоначальником вступительных слов». (№6, с. 507). Появление этого жанра было, безусловно, связано с веянием времени и новыми требованиями, предъявленными государственной властью. Своей активной общественно-пропагандистской деятельностью Асафьев заложил основы лекторского искусства. Также Асафьев составляет словарь-справочник, общедоступный для широкого круга любителей музыки, тем самым, привлекая и заинтересовывая все большее количество людей: «…я издал общедоступный справочник по концертам – музыкальный словарь для непрофессионалов, быстро разошедшийся, как и моя справочная работа «Русская поэзия в русской музыке» и мои летучки, вскоре превратившиеся у меня в сжатые исследовательские работы к программам театров и концертов.» (№10, с. 508).