Оптимизация акустических условий записи данного музыкального коллектива

Материалы » Практические вопросы записи музыки. Запись музыкального фрагмента » Оптимизация акустических условий записи данного музыкального коллектива

Качество звучания записи во многом зависит от акустических свойств помещения, в котором эта запись осуществлена. Рассмотрим, что привносит в звучание акустика студии звукозаписи и какие акустические условия в ней следует считать наилучшими.

Звуки, достигающие микрофона, следует разделять на прямые (идущие непосредственно от источника) и отраженные от стен, пола и потолка студии. Результатом многократных отражений и частичного поглощения их энергии внутренней поверхностью студии является звуковой процесс, который принято называть реверберацией.

Стандартное время реверберации является главной константой, характеризующей акустическое качество студии, оно определяется как период времени (начиная с момента окончания сигнала), в течение которого уровень реверберационного сигнала падает на 60 дБ. Время установления реверберации (до половины установившегося значения ее интенсивности) равно 0,05 от величины времени реверберации.

Для формирования впечатления от звучания главным является участок затухания реверберации до -15 дБ. Слушатель воспринимает этот участок как отзвук помещения студии. Важно, чтобы на этом участке затухание реверберации было плавным. Записанный на самописце уровня спад реверберации должен иметь вид наклонной прямой без изломов и периодических колебаний. Например, появление колебаний частотой от 16 до 40 Гц вызывает ощущение жесткости звучания. Время реверберации в студии должно иметь оптимальную величину, которая, в зависимости от объема студии, может находиться в пределах от 0,5 до 2 с. Следует, однако, помнить, что как музыка, так и инструменты развивались очень специфически. В частности западная оркестровая и камерная музыка сформироались из музыки, которую исполняли в гостиных богатых домов Европы 17-18 столетий. Своеобразная акустика сформировала краску звучания, характерную для того времени, поэтому старинная музыка определяет необходимую для нее акустику помещений. Идеальным временем реверберации для записи данного ансамбля является время между 0,75 и 1с и размерами помещения 17 x 14,5 x 6,5 м.

При оценке акустического качества студии обязательно определяют зависимость времени реверберации от частоты. Важно, чтобы эта зависимость была монотонной: области частот, где время реверберации больше среднего значения, слушатель воспринимает как зоны окрашенного звучания. Область частот с „окраской” нельзя скомпенсировать, например, с помощью эквалайзера.

Рассмотренные параметры и характеристики реверберации относятся к студии в целом. Чтобы точно определить, где лучше всего разместить музыкантов и микрофоны, учитывают дополнительно следующие параметры.

Первый

- это отношение интенсивности прямого звука к интенсивности вызываемой им реверберации, взятое в точке предполагаемого размещения микрофона. Так как интенсивность прямого звука определяется расстоянием от микрофона до источника звука, а интенсивность реверберации практически не зависит от этого расстояния, отношением этих величин можно управлять, изменяя только расстояние между музыкантами и микрофоном (микрофонами).

Второй

- относится к определенному месту в студии. Для его вычисления обычно используют осциллограмму акустического отклика студии на выстрел из стартового пистолета. Численное значение этого параметра определяется как отношение энергии прямого звука выстрела, вместе с отражениями за первые 80 мс, к энергии отклика студии за время, следующее за этим интервалом. При оптимальном размещении микрофонов относительно музыкантов и при соответствующем ему времени реверберации студии упомянутое отношение энергий будет находиться в пределах от 1 до 2,5. Это отношение рассматривается саунддизайнерами как критерий ясности (разборчивости) звучания будущей записи.

Третий

- отношение интенсивности отражений в студии, приходящих из любого направления (кроме того, в котором размещены источники звука), к интенсивности суммы прямого звука и отражений, приходящих из того же направления. Эта величина должна находиться в пределах от 1,5 до 0,7 и рассматривается как критерий хорошего пространственного впечатления у слушателя от звучания музыки в студии. Дело в том, что стереотехника не способна полноценно передать пространственное впечатление от прослушивания „живого” исполнения, поэтому к последнему параметру относятся с осторожностью - в основном для выбора наилучшего размещения музыкантов в студии, то есть поиска мест, где поле реверберации имеет наибольшую диффузность. Если упомянутое отношение выбрано правильно, то решающим для получения хорошего пространственного впечатления от записи становится правильный выбор стереомикрофонной техники.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru