Экспрессивность используемых в прелюдии аккордовых средств усиливается благодаря насыщению гармонической вертикали неаккордовыми звуками. При этом вводятся главным образом только нисходящие задержания (неприготовленные и за редким исключением приготовленные), которые главенствуют в первой части, и вспомогательные звуки, оставленные без разрешения (они вводятся со второй части). Главенство задержаний обусловливает частое появление "шопеновской доминанты" (D с секстой) и постоянное звучание в мелодии ниспадающих секундовых интонаций-вздохов. Все это наделяет эмоциональный строй прелюдии легкой дымкой прошлых сожалений, меланхолии.
Присущая музыке пьесы мягкость и нежность звучания связана с особенностями фактуры, которая представляет собой смешанный тип. В ней черты гомофонии с характерным для жанра вальса составом голосов (бас, заполнение и мелодия) тесно переплетаются со свойствами полифонического письма, опирающегося в данном случае на трехголосный контрапункт. Полифонические свойства особенно ярко проявляются в первом предложении второй части, где музыкальная ткань пронизана выразительными подголосками, переходящими из одного голоса в другой. Прозрачность и разреженность фактуры в сочетании с преобладающим в пьесе высоким регистром создают хрупкое и воздушное звучание.
Динамика прелюдии выстроена в виде большой волны: начало выдержано главным образом в пределах p и pp, в середине достигается звучание на mf, которое в конце приходит к начальному уровню p. Композитор тщательно указывает динамическую нюансировку фраз, моменты crescendo и diminuendo, которые часто сменяют друг друга. Интересно, что все динамические всплески быстро гаснут и сразу возвращаются к прежней тихой звучности. Все это подчеркивает эмоциональную выразительность музыки и вместе с преобладающим приглушенным звучанием придает музыкальному высказыванию особую интимность. скрябин прелюдия метроритм динамика
Сфера метроритма является средством передачи тревоги и беспокойства. Ритм характеризуется контрастным сопоставлением коротких и долгих длительностей. Частое паузирование делает его изменчиво-капризным и порывистым. Метр на протяжении пьесы не меняется. При этом четкая трехдольная пульсация улавливается не всегда: смещение баса на разные доли такта скрадывает сильную долю, поэтому метрическая пульсация производит впечатление нерегулярности метра.
Кульминация прелюдии практически совпадает с точкой золотого сечения (такты 44 – 46 из 68). Ее трудно назвать самым напряженным моментом пьесы, поскольку образный строй прелюдии сосредоточен на передаче смятенного состояния души, наполнен нервным возбуждением. В связи с этим кульминация практически не выделяется с точки зрения традиционных для нее признаков: динамика достигает mf уже во второй раз в пьесе, в мелодии возникает "до" третьей октавы – звук, который неоднократно появляется на протяжении всей прелюдии, фактура остается прозрачной и воздушной. В качестве средств, выделяющих данный момент как кульминационный, выступают главным образом мелодия и гармония. После достижения одной из своих вершин мелодия не обрушивается резко вниз, а спускается плавно, словно кружась в ровной пульсации восьмых. Гармония на какое-то время задерживается на мажорных аккордах. Кульминация звучит мечтательно-просветленно – сквозь пелену смятения и беспокойства проглядывает влекущий к себе, но далекий и недостижимый идеал.