Уровень Прошлый опыт – Память
Период |
Новые качества музыкального мышления |
Примеры |
Конец 2-й четверти 1-го класса |
Появление более тонкой нюансировки образно-эмоциональной гаммы. |
В «отрицательной» эмоциональной гамме различают: тоску, заунывность, плаксивость, печаль, задумчивость, злость. В «положительной» гамме выявляют торжественность, праздничность, легкость, изящество, энергичность. |
Конец 3-й четверти 1-го класса |
Симультанный образ произведения становится эталоном восприятия других произведений на основе общего настроения, характера. |
Наташа Т.: Эта музыка такая же печальная как «Первая утрата» Шумана (речь идет о «Болезни куклы» Чайковского) |
Конец 1-го класса |
Содержательное подключение музыкального опыта к процессу непосредственного музыкального мышления. |
(Звучит полонез Шопена A-dur) Оля Ш.: Он такой торжественный и народу ложно быть много, как в балете на балу… (дети побывали на балете «Лебединое озеро») |
Середина 2-го класса |
Заметное обогащение гаммы чувств, доступных восприятию в музыкальных произведениях. |
Определяют нейтральные настроения: спокойное, уравновешенное, мечтательное; яркие характеры: зловещий, блистательный, воинственный, безвольный. |
Середина 2-й четверти 2-го класса |
Отдельные музыкально-языковые характеристики становятся эталоном опознания. |
Саша И. (АГА-реакция): Ой! А здесь также, как «В пещере горного кроля» - сначала тихо-тихо, а потом все громче и громче…» (речь идет о 7-й симфонии Шостаковича) |
3-я четверть 2-го класса |
Подключение воспоминаний о собственных переживаниях, полученных в ходе предыдущих общений с музыкальным искусством. |
(Звучит плясовая «Камаринская») Женя Т.: Мне кажется, что музыканты играют с какой-то хитринкой… Это почти как мы, когда пели про котенка и щенка… |
3-й класс |
Личноадресные фразы «Я почувствовал…», «Мое настроение…», «Как будто со мной произошло…» утвердились не только как форма ответа, но и как естественный способ постижения музыкального содержания. |
Уровень М-МД
Таблицы адекватности и ориентировки в процессе дирижирования и двигательного моделирования
Н – неадекватно; Ф – формально адекватно; ОА – образно адекватно; Т – ориентация на товарищей; С – ориентация на себя; У – ориентация на учителя; В – ориентация на внутренние переживания.