Уровень телесности
Период |
Новые качества музыкального мышления |
Примеры |
Середина 3-й четверти 1-го класса |
Появление относительно стабильных высказываний учеников об осознании произошедших телесных изменений. Первые устойчивые связи уровней телесности и ПО-П. |
Музыка возбужденного характера достаточно ясно связывается с учащенным сердцебиением; трагическое звучание – с замедленным пульсом и т.д. |
Конец 1-й четверти 2-го класса |
Появление взаимосвязи уровня телесности и уровня М-МД. |
Ученики начинают регулировать свое дыхание в пении, при восприятии музыки прислушиваются к своим телесным реакциям, мелкая моторика органично и осмысленно включается в дирижерские жесты. |
Середина 2-го класса |
Осознание собственной телесной подстройки становится естественным этапом работы над музыкальным произведением. |
Учащиеся по собственной инициативе проверяют пульс, высказываются по поводу дыхания и т.п. |
3-я четверть 2-го класса |
Володя П.: «как будто в мозгу стучит…так, даже больно…Это от барабанов, ну и весь оркестр, конечно, таким ритмом…и громко… наверное от этого…» (эпизод нашествия из 7-ой симфонии Шостаковича) | |
Конец 2-го класса |
Настя М.: «Как будто сердце бьется все быстрее и быстрее, сильнее и сильнее, и начинаешь задыхаться, а под конец сердце как будто обрывается и останавливается» (Э.Григ «В пещере горного короля») | |
1-я четверть 3-го класса |
Появление признаков автоматизированного подключения уровня телесности для решения задач, адресованных другим уровням музыкального мышления. В комплексном анализе произведений самостоятельное обращение к собственным телесным реакциям для определения темпо-ритмических показателей. |
(Дважды исполняется I часть сонаты Моцарта фа мажор: 1-ый раз в более свободном «романтическом варианте», 2-й раз более строго, «классически». Дети получили задание определить характер музыки) Алина М. – делает круговые движения рукой в соответствии с пульсом; Коля з. – качает в такт головой; Женя Т. – в воздухе изображает весь ритмический рисунок. После звучания многие называют лучшим второе исполнение: «яснее прослушивался пульс, музыка была более уравновешенная» |
Конец 3-го, начало 4-го класса |
Более глубокое опосредствованное проявление уровня телесности. |
(Этюд-картина соль диез минор С.В. Рахманинова) Лера О. – зябко обняла плечи руками Женя Т. – склонила голову, брови подрагивают при каждом «всплеске» звуковой волны |