Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто ж меня крепко любит?
А кто ж меня сменит?
Дети во время исполнения хоровода учатся переключать свои эмоции с грусти на сопереживание, а потом на радость.
Народные музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции. Интересен в этом плане подбор игр в сборнике Г.Науменко: «Дождик, дождик, перестань!», «В прятки», «Бубен», «В волка», «Кривой петух», «Горелки» и другие.
Специфика урока музыки состоит в том, что наряду с музыкально-образовательными задачами здесь ставятся и художественно-исполнительские.
В первую очередь это относится к хоровому пению как наиболее активной форме музыкального обучения в школе. Имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство. Хоровое пение объединяет в себе различные формы работы на уроке: исполнение песен, музыкальную грамоту, восприятие музыки, игру на музыкальных инструментах, вокальную импровизацию.
Современный урок музыки отличается не только разнообразием форм работы и информативной насыщенностью, но и технической оснащенностью для полноценного музыкального воспитания на современном уровне требований к фундаментальности учебного процесса. В кабинете музыки необходимо иметь звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, нотные сборники, книги о музыке, наглядные пособия, проекционную аппаратуру, набор музыкальных инструментов.
Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это — один из важнейших принципов музыкальной педагогики.
В основе всех видов деятельности на уроке, лежит восприятие музыки. Понимание музыки необходимо для полноценного восприятия окружающей жизни, ибо в конечном счете способность глубоко проникать в сущность эстетического в произведении искусства и в жизни способствует всестороннему развитию личности школьника. Д. Б. Кабалевский писал: «Уроки музыки . ставят перед собой . задачу: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
Поэтому для развития музыкального восприятия, а вместе с тем и для развития разнообразных музыкальных эмоций детям необходимо предлагать широкий спектр произведений русского народного творчества, включающий в себя лирические песни, героические баллады, игровые, обрядовые песни, потешки и дразнилки из детского фольклора.
Музыка может служить и «эмоциональным клапаном», быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность. Музыка является профилактическим средством оптимизации эмоционального фона. Она просветляет печаль, снимает усталость, поднимает настроение.
В работе по развитию музыкальных эмоций большое значение играет организация хоровых фольклорных коллективов.
Во-первых, коллективное сопереживание усиливает эмоции, так как эмоции заразительны: улыбка одного человека всегда служит сильным психическим стимулом для того, кому она предназначена.
Во-вторых, усилению эмоций способствует значительная цель, стремление к успеху, который будет отмечен яркими положительными эмоциями.
Хоровые кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества школьников занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Многообразие видов деятельности в хоре способствует наиболее оптимальному развитию музыкальных способностей учащихся, участвующих в работе хорового коллектива.
Занятия хорового кружка призваны решать следующие задачи: научить хористов исполнять музыкальные произведения осмысленно и выразительно, овладеть навыками многоголосного пения, научить школьников петь с музыкальным сопровождением и без сопровождения.
Хороший хор — это образец звучания, художественного исполнения, владения певческими навыками.
Типы хоров зависят от состава голосов, которые в них входят. Бывают однородные хоры — мужские, женские, детские, а также смешанные, состоящие из партий сопрано, альтов, теноров и басов.
Руководитель хора — хормейстер должен иметь специальное дирижерско-хоровое образование, иметь опыт работы с хором, знать особенности психофизиологического развития его участников, закономерности и специфику голосового аппарата певца-хориста.
Методика работы хормейстера опирается на глубокие знания особенностей голосов, индивидуальный подход к каждому участнику хорового коллектива. Его заботой является подбор хорового репертуара, отвечающего наиболее полному и всестороннему развитию участников хора.