Борьба с крикливостью в детском пении — очень важный момент в музыкальном, в частности вокальном, воспитании. Наилучшим является спокойное, кантиленное звучание детского голоса, при активной подвижности органов артикуляции, гортани и дыхания. Основными свойствами нормального певческого звука являются активность, эмоциональность, свобода (непринужденность), легкость без малейшего намека на форсировку. При разучивании песни мелодию приходится повторять много раз. Дети могут усвоить мелодию быстро, если она проста, но спеть сразу совершенно правильно, чисто выдерживая все оттенки исполнения, им трудно. Хорошее исполнение требует настойчивости, упорной, кропотливой работы. Это может быть тягостным для детей и малоэффективным, если проводить повторение неумело. Можно часто слышать такое обращение: «Спойте еще раз». Дети поют, руководитель не удовлетворен: «Вы спели хорошо, но надо получше, споем еще раз». Такое повторение надоедает детям и не приносит никаких результатов. Ученики должны знать, зачем повторяют, перед ними должна быть поставлена определенная задача, тогда повторение становится целеустремленным, осмысленным, интересным. Дети чувствуют, что с каждым разом получается лучше. Они понимают, почему стало лучше, а это делает процесс обучения сознательным, активным.
Часто бывает, что песня, над которой необходимо еще поработать, начинает детям надоедать. В таком случае можно ее на время отложить с тем, чтобы позже к ней вернуться снова. Тогда, возможно, она будет спета лучше и с большей охотой. Мы говорим детям, что для того чтобы песня была спета хорошо, надо над ней работать и что без труда ничего не дается. Но злоупотреблять этим в младших классах не следует. Занятия музыкой, пением должны быть красочными, эмоционально насыщенными.
Очень действенными для развития вокальных данных и эмоций являются упражнения, разработанные О.Н. Никольской. Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой.
«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны).
«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).
«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).
«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).
«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке).
«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).
Общеобразовательная школа не ставит перед собой задачу готовить учащихся к профессиональной музыкальной деятельности. Однако понимание музыки, способность воспринимать ее и переживать должны быть присущи каждому школьнику, вне зависимости от того, станет ли он в будущем профессиональным музыкантом, или останется хорошо подготовленным слушателем, имеющим самые основные знания, умения и навыки музыкально-эстетической деятельности в самых разнообразных формах музыкальной культуры.
Достижению основной задачи музыкального воспитания младших школьников воспитания интереса, любви к музыке, потребности к общению с нею очень способствует слушание музыки.
Основная цель музыкального воспитания и образования, по словам Б. Асафьева, состоит «в воспитании тех, кто, войдя в жизнь, составит кадры активно воздействующих на музыкальную действительность слушателей, а не праздную, пассивную публику».
Понимание содержания музыкального произведения зависит как от общей культуры слушателя, так и от специальной его подготовки, которая в свою очередь влияет на степень активности внимания слушателя. Хорошо известно, что восприятие слушателей, имеющих музыкальную подготовку, содержательнее, оно обогащается ассоциациями, более эмоционально. Круг интереса к музыкальным произведениям школьника, понимающего музыку, менее подвержен влиянию моды, отличается высоким уровнем художественного вкуса. Полноценное восприятие музыкального произведения возможно только на основе понимания специфики музыкальной формы, содержания, истории развития музыки, большого опыта слушания, развитых умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Особенно эмоционально насыщены и интересны песни в исполнении Лидии Руслановой.
Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено народом в произведение музыки. На уроке плодотворны все виды творческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Сюда должны входить народные музыкальные игры, хороводы. Очень интересны хороводы, позволяющие испытать сопереживание, симпатии к товарищам. К таким хороводам можно отнести «Горючий камень»: