Про медные духовые инструменты композитор говорил:
1. Трубы (строй си – бемоль и ля). Ясная и несколько резкая, вызывающая звучность в forte. В piano густые, серебристые высокие звуки и несколько сдавленные, как бы роковые – низкие.
2. Альтовая труба. Инструмент, придуманный и введенный Римским - Корсаковым впервые в партитуре оперы-балета "Млада". Цель его употребления: получить низкие тоны сравнительно большей густоты и прелести. Трехголосные сочетания из двух обыкновенных труб и третьей – альтовой звучат ровнее, чем при трех трубах единого строя. Убедившись в красоте и пользе альтовой трубы, он продолжал ее применять и во многих последующих операх с троечным составом деревянных.
3. Малая труба, придумана и применена впервые тоже в партитуре "Млады" с целью получить вполне свободно издаваемые высшие тоны трубного тембра. Инструмент по строю и звукоряду сходный с малым корнетом военных оркестров.
4. Корнет (строй си – бемоль и ля). Тембр близкий к тембру трубы, но несколько слабее и мягче. Прекрасный инструмент, сравнительно редко употребляемый в современном оперном или концертном оркестре. Хорошие исполнители умеют подражать на трубах тембру корнетов, а на корнетах – характеру труб.
5. Валторна или рог (строй фа). Значительно мрачный в нижней области и светлый в верхней. В средних своих тонах инструмент этот оказывается весьма подходящим и вяжущимся с тембром фагота, почему и служит как бы переходом или связью между медной и деревянной группами.
6. Тромбон (Trombone). Тембр мрачно-грозовой в низших тонах и торжественно-светлый в верхних. Густое и тяжеловатое piano, мощное forte. Тромбоны с механизмом пистонов обладают большею подвижностью по сравнению с тромбонами кулисными, тем не менее, по ровности и благородству звука последние несомненно предпочтительнее первых, тем более, что случаи применения звучности тромбонов по характеру своему мало нуждаются в подвижности.
Среди ранних русских маршей одним из наиболее выразительных по музыке является "Марш лейб-гвардии Преображенского полка". Его музыка тесно связана с интонациями Петровской эпохи. Этот марш не утратил своего художественного значения до наших дней.
Накануне Первой мировой войны в репертуаре оркестров появляется ряд новых сочинений, получивших популярность у слушателей. Среди них особое место занимает марш В.И. Агапкина "Прощание славянки", который обошёл всю Россию. Хотя некоторые композиторы 19 в., и писали выразительные и интересные сочинения для духового оркестра, лишь в 20 в. ряд композиторов обогатили репертуар пьесами, специально предназначенными для исполнения таким составом. В начале 1900-х годов ряд полковых капельмейстеров пополнили репертуар оркестров широко популярными вальсами. Мелодическое богатство, близость к народно-бытовым интонациям, задушевность музыки позволили на многие десятки лет прочно войти в концертный репертуар таким вальсам, как "Амурские волны" М.А. Кюсса, "На сопках Маньчжурии" И.А. Шатрова, "Берёзка" Е.М. Дрейзена, "Тоска" М. Обычайко. В годы революционных событий 1917 года служебно-строевой репертуар пополнился "Марсельезой", а также траурным маршем на тему революционной песни "Вы жертвою пали".
Основа репертуара в двадцатые годы XX века становятся революционные песни: "Варшавянка", "Красно знамя", "Марш Буденного". Из произведений классической музыки часто исполнялись пьесы, тематически связанные с революционной борьбой.
Большой вклад в обновление репертуара для духовых оркестров внес С.А. Чернецкий. В начале 1930-х годов он создает большое число маршей на народные темы, а также на мелодии популярных массовых песен советских композиторов. Одним из лучших сочинений, стал марш "Парад" (1940 год).
В этот же период времени появляется новый жанр – симфония. Одной из первых симфоний, написанных специально для духового оркестра стала Девятнадцатая симфония М.Я. Мясковского. Она была написана к 21-й годовщине Красной армии.