Музыка для духового оркестра в творчестве русских композиторов

Материалы » Духовые оркестры в России: история и современность » Музыка для духового оркестра в творчестве русских композиторов

Страница 1

Духовой оркестр страдает от нехватки произведений, написанных специально для него известными композиторами. Основные произведения заимствованы из симфонической литературы и играются в переложениях. Репертуар духовых оркестров состоит главным образом из военных маршей; для концертных выступлений он пополняется популярной симфонической музыкой – попурри, различными характерными или программными пьесами.

Н. А. Римский – Корсаков – преподавал и учился в консерватории, занимался дирижерской деятельностью, руководил духовыми оркестрами. Он получил те знания, которых ему недоставало долгие годы, поэтому он подверг переработке все свои ранние произведения [14].

Вот что было написано в музыкальной летописи по поводу явно нравившихся композитору нововведений, сделанных им в оркестровке оперы "Псковитянка": "Инструментована она была на натуральные валторны и трубы. Теперь это были действительно натуральные инструменты, а не прежние никуда не годные партии каковые были в моих старых писаниях. Тем не менее изысканная гармония и модуляции "Псковитянки" в сущности требовали медных инструментов хроматических, и я, искусно вывертываясь из затруднений, представляемых натуральными инструментами, все таки нанес ущерб звучности и естественности оркестровки моей оперы, музыка которой, задуманная первоначально без расчета на натуральные валторны и трубы, не ложилась на них естественным образом. Во всем прочем в инструментовке был шаг вперед: струнные играли много и с разнообразными штрихами, а forte было звучно там, где не мешали мне натуральные медные инструменты". [12]

В 1880 году летом в деревне Стелёво Римский-Корсаков сочинял оперу "Снегурочка". Записывая на природе напевы кукушки, соловья, снегиря, даже крики петуха, он поручал эти мотивы в опере деревянным духовым.

В "Снегурочке" встречаются интересные трактовки тембров духовых, связанные с лейтмотивами. Например, в первом действии холодность Снегурочки выражается ведением ее темы флейтой, а в конце оперы, когда девушка впервые испытывает чувство любви, тембр той же мелодии меняется на теплый скрипичный. А в III действии есть аккорд, связанный с проказами Лешего: четыре валторны и тарелки.

В бытность свою в Париже Римский - Корсаков услышал впервые необычный для него инструмент – флейту Пана. Инструмент понравился, и мысль употребить его в своих сочинениях нашла у композитора воплощение во время сцены плясок у Клеопатры в III действии "Млады". Звучит флейта Пана в небольшом оркестре на сцене.

Еще Римский-Корсаков вводит в оркестр новые инструменты: это малая и альтовая трубы. В целом III действие "Млады" с Чернобогом и шабашем нечистой силы напоминает "Сцену шабаша" из "Фантастической симфонии" Гектора Берлиоза, в которой среди инструментов также присутствуют и флейта пикколо, и малый кларнет.

Одним из наиболее ярких и хорошо известных примеров применения духовых инструментов – тема золотого петушка во вступлении к одноименной опере. Исполняющая мелодию труба с сурдиной останавливается на высоком для нее ля бемоле второй октавы и долго тянет ноту, несколько усыпляя внимание однообразием своего тембра. Когда же слушатель осознает, что нота длится уж чересчур долго и ни один трубач такого не выдует, оказывается, что ее тянет уже вовсе не труба, а гобой неотличимый от нее в этом диапазоне.

Римский-Корсаков отмечал: настроение не может быть вызвано одними тембрами, оно зависит от мелодического склада, гармонии, ритма, темпа и динамических оттенков, т. е. от общего сложения данного музыкального куска.

Малая флейта и малый кларнет продляют звукоряд их родовых представителей. Усиливают характерные особенности высших регистров флейты и кларнета. Контрафагот продляет звукоряд фагота. Нижний регистр его отличается густотою своего грозного тембра при значительной силе в piano. Английский рожок обладает большей нежностью своего лениво-мечтательного тембра.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru