Оперные хоры.
Во второй половине XIX в. рус. композиторами создаются произведения и в общеевропейском стиле того времени — музыка к пьесам ("трагедиям") на античные сюжеты (соч. Е. Фомина, С. Давыдова, О. Козловского и др.). Единство же народно-национального и возвышенно-героического осуществил на более высоком уровне М. И. Глинка в операх "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). Разные стороны хорового творчества Глинки нашли продолжение в операх Даргомыжского, Серова, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других. В течение двух третей XIX в. оперные хоры являлись главным видом русской хоровой музыки; они входили в основной репертуар певческих коллективов. Русская опера вобрала в себя черты всех хоровых жанров: ораториального и кантатного, эпизоды, отдельные большие хоры с оркестром; хоры a капелла, хоровую миниатюру, народную песню, духовные песнопения.
хоровой культура дирижер пение