Хоровой концерт.
Все появившиеся в это время хоровые композиции различных авторов связывает трактовка хорового жанра как «музыки высоких помыслов», идущая от хоровых образцов далекого прошлого.
Для многих сочинений этого периода ориентирами являются произведения возвышенного, философского характера, отмеченные особой строгостью, сдержанностью, самоограничением. Не пышное великолепие отечественной хоровой музыки 18 века, а суровая архаика русского средневековья.
Этот расцвет хорового искусства не мог не сказаться на музыкальном языке вновь создаваемых богослужебных песнопений. Сдержанность в проявлении музыкального начала всё же находит своё выражение в красочности гармонических средств, выразительности мелодических интонаций и особенно в жанре хорового концерта, обладающего большей независимостью от ритуала.
Для хоровых концертов этого периода в целом свойственно:
- возвышенно-скорбный образно-эмоциональный тонус;
- жанровая целостность истоков тематизма, близость его другим богослужебным песнопениям;
- фактурно-гармонический тип тематизма и преобладание вариантности в способах его развития;
- тональная замкнутость композиции в целом и составляющих её разделов с редкими случаями смены тональности при развитых отклонениях внутри разделов, четкое кадансирование;
- крупная одночастность строения целого с внутренним делением на разделы;
- вариантность - как главный способ развития;
- незначительная роль полифонических приемов развития, использование, в основном, имитационной техники;
- преобладание постоянного типа многоголосия, с ярко выделенной функцией мелодической линии, при сохранении диалогичности фактуры в отдельных разделах формы;
- преобладание замкнутости, стабильности формы над её непрерывностью.
Эти закономерности отразили новый этап эволюции жанра. Они коснулись прежде всего особенностей формообразования в нем, тогда как функция жанра, его концептуальность и образное содержание остались, в основном, неизменными.
Хоровой концерт потерял былую монументальность, стал более камерным и по объему приблизился к другим жанрам богослужебных песнопений. Соотношение словесного и музыкального рядов сместилось в нем в сторону преобладания первого, что отразилось в возрастающей роли смены слов как членящего фактора. Господствующей вновь стала возвышенно-скорбная, молитвенная сфера.
Музыкальная форма хоровых концертов состоит из ряда относительно завершенных эпизодов, объединенных тематической, фактурной, тональной, темповой, метрической общностью. Каждый из последующих эпизодов содержит в себе как момент обновления по отношению к предшествующему, так и момент сходства. Обновление касается мелодико-интонационной сферы, ладо-гармонических средств, иногда фактуры. При этом, степень обновления незначительна, что позволяет говорить о вариантности как основном приёме развития, а форму в целом определить как вариантно-строфическую.
Особенности формообразования в хоровых концертах данной исторической эпохи отразили как изменившееся мироощущение людей того времени, так и новое место данного жанра в жанровой системе музыкального искусства.
Хоровые кантаты.
Во второй половине XIX века значительно развивался кантатный жанр. В отличие от приветственных кантат XVIII века он отличается большим разнообразием. В XIX веке мало кто из русских выдающихся композиторов не коснулся этого жанра, начиная с юношеской кантаты Глинки (1826) по случаю кончины Александра I и восшествия на престол Николая I. Не всегда сочинения такого рода были лишь официальной данью событию. Коронационная кантата «Москва» Чайковского (1883) содержит страницы красивой лирической музыки и является цельным по форме и стилю произведением. Тип лирической кантаты был довольно распространен. Логическим завершением развития лирической кантаты с инсценировкой является исторически ценное и своеобразное произведение Даргомыжского «Торжество Вакха» — театральная кантата на текст Пушкина. Элементы кантаты, как и оратории («бездейственная вокальность» или, наоборот, театрализация лирических состояний), занимают немало места в русской опере. Такова, в сущности, последняя картина «Китежа» или финальный хор в память Гоголя в «Ночи перед рождеством» Римского-Корсакова.
Тип лирико-эпической кантаты не получил в России последовательного развития. Рубинштейн дал красивый образец поэтической кантатной музыки в цикле лирических пьес «Стихи и реквием по Миньоне» из «Вильгельма Мейстера» Гёте (для солистов, смешанного хора, фортепиано и фисгармонии).
Значительную ценность, несмотря на ощущаемую моментами формальную установку, имеют работы Римского-Корсакова в области лирической и лирико-эпической кантаты. Его кантаты: «Свитезянка» для сопрано и тенора соло, хора и оркестра (1897), «Песнь о вещем Олеге» — памяти Пушкина — для тенора, баса соло и мужского хора с оркестром, и «Из Гомера», прелюдия-кантата для женского трио и женского хора с оркестром (1905). В некотором отношении хоровой кантатой можно считать его «Стих об Алексее, божием человеке» для хора и оркестра (1877—1878) как опыт концертной стилизации напева народного духовного стиха.