На Руси существовали различные виды флейт, причем их возникновение имеет глубокие народные корни. Истоки духового искусства как, в частности, и самого духового инструментария, связаны с народной музыкальной жизнью. Исследуя древние русские традиции в области игры на духовых инструментах, можно обнаружить их общность с традициями славянских народов. Финдезейн (Николай Федорович (1868 - 1928) - российский писатель, журналист, музыковед, издатель), отмечает, что уже предшественники славян - скифы изготавливали из костей орлов и коршунов духовые инструменты, а вскоре перешли от примитивных тростниковых дудок к более сложным флейтообразным инструментам. По остаткам материальной культуры, дошедшим до нашего времени мы можем судить о том, что с существованием духового инструмента было широко развито и исполнительство на нем.
В "Нравственных рассуждениях" Плутарха, имеются сведения о музыке гипербореев, т.е. обитателей Кавказа. Плутарх пишет: "Говорят, что в древности святыни из страны гипербореев посылались на Делос с флейтами, свирелями и кифарами". Таким образом, уже в самом начале новой эры древнейшие предшественники славян имели усовершенствованные культурой типы музыкальных инструментов и исполнителей на них. Нужно заметить, что русская музыка была очень тесно связана с народно-песенной культурой восточных славян, в свою очередь очень древней по своему происхождению. Образование славянства относится приблизительно к 500-400му г. до н.э.
С течением времени славяне разделились на три самостоятельные ветви, одна из которых составила население древней Киевщины. Дошедшие до нашего времени исторические свидетельства указывают на широкое распространение в быту древнейших восточных славян инструментальной музыки. Так, арабский писатель начала X в. Ибн Даст (Абу-Али Ахмед Ибн-Омар) пишет, что у современных ему славян были "разного рода лютни, гусли и свирели".
Одним из наиболее любопытных для нас памятников музыкальной культуры Руси могут быть также названы фрески пантикапейской катакомбы, открытой в 1841 году одесским археологом Ашиком. Так, "на одной из фресок изображена фигура мужчины, играющего на пятиствольной деревянной флейте Пана". Упоминание о существовании флейт в России можно найти и в старых русских летописях. В житии Феодосия Печерского мы находим, что на пиру у великого князя Святослава Ярославовича он увидел многих играющих: "оных гуслиные гласы испущающих, иных органные писки гласящих".
Начиная с XI в. ранними носителями музыкального искусства в России явились народные странствующие артисты - "потешники" или "скоморохи". Они были одновременно и певцами, и актерами, и акробатами; свои выступления они сопровождали игрой на различных инструментах, среди которых были: гудки, сопели, сурны, волнки, гусли.
Если в древнейших документах, дошедших до наших дней, скоморохи выступали преимущественно с гуслями, то постепенно в круг их профессиональной деятельности начала входить и игра на различных духовых инструментах и, в частности, на различных видах флейт. Вообще нужно сказать, что инструментальная музыка занимала заметное место в придворной жизни Киевской Руси. Она сопровождала различные придворные церемонии, звучала на праздниках у бояр и богатого купечества. Киевские князья, а так же русские умельцы игры на духовых инструментах приглашали иностранных музыкантов из Византии и других стран.
В репертуаре у скоморохов преобладали песни сатирического содержания, которое не нравилось властям, иногда Церкви. В 1645 году был издан Указ воеводствам "иметь крепкое смотрение дабы нигде позорищ и игрищ не было, дабы ни в городах, ни в селах скоморохи с бубнами и сурнами, и с медведями, и с малыми собачками не ходили б, и всякими играми не играли, а буде скоморохи ослушались бы, то имать их и бить батоги". Музыкальное, в частности инструментальное, исполнительство, продолжало своё развитие в народных кругах.
В связи с изменениями жизни русского общества скоморохи, как странствующие музыканты, начинают исчезать, и народная музыкальная практика принимает другие формы, соответствующие быту и положению крепостных и городских музыкантов (любителей и профессионалов) долго ещё продолжая хранить традиции скоморохов. Инструменты эпохи скоморошества очень разнообразны по способам звукоизвлечения. Простейший тип духового инструмента представляла деревянная или тростниковая дудка - свистелка или "посвистел". К числу простейших инструментов флейтового типа могут быть отнесены и так называемые глиняные "окарины" - это свистящие игрушки в виде фигурок животных иди птиц. Окарины часто встречались при археологических раскопках.