Музыку к драматическим спектаклям писали многие выдающиеся композиторы - Бетховен и Мендельсон, Григ и Бизе, Глинка и Чайковский, Хачатурян и Прокофьев Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь.\.-м; ; • '••
«Пер Гюнт»
- пьеса выдающегося драматурга Ибсена. Отдельные эпизоды спектакля сопровождает музыка Грига. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.
Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме.с
Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру:
1. «Утро»
- рисует картину пробуждения природы. Музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.
2. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш.
3. «Смерть Озе»
сопровождает в драме сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие.
4. «Танец Анитры».
Анитра - девушка, с которой Пер Гюнт встречается :во время; своего странствия. Она исполняет танец - легкий, изящный, грациозный. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры.
5. «В пещере горного короля».
Музыка этого номера образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы - одна тема в характере марша. Варьируется ее сопровождение. Звучность усиливается, ускоряется темп, постепенно вступает весь оркестр.
2. Творчество М. И. Глинки
Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.
Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к. Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.: , :
Основные произведения:
народно-героическая опера «Иван Сусанин»; сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила»; романсы; симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс- фантазия»; фортепианные пьесы >:
Опера «Иван Сусанин»
- героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.
Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.
Первое действие - характеристика русского народа и главных героев;
Второе действие - музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и мазурка.•- ■.-.:-
В заключительном хоре «Славься» из эпилога музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит родную землю и погибших героев.
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Симфоническая фантазия «Камаринская»представляет собой вариации на две русские народные темы':
«Вальс-фантазия»
- одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная.
Романсы
Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.
Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника). Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство.
В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.
3. Снмфонічна творчість українських композиторів
Симфония з'явилася у творчості композиторів Мангеймської школи ( це співдружність чеських композиторів, які очолили придворний оркестр у німецькому місті Мангеймі). Саме у них термін "симфонія" закріплюється за оркестровим циклічним твором.
Класична симфонія формується у 70-80-ті роки ХУШ ст. у творчості Й Гайдна та В. Моцарта.
Симфонія - це переважно чотиричастинний циклічний твір.