Билет 1.
1. Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки
В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни.
Содержание песни, романса, хора легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в инструментальных произведениях содержание раскрывается только в музыкальных звуках, его можно почувствовать и понять. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Наиболее часто встречаются:
1) тема исторического прошлого (опера «Иван Сусанин» Глинки, опера «Война и мир» Прокофьева)
2) тема народного быта (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», фантазия для оркестра «Камаринская» Глинки)
3) в основе - произведения литературы и народного творчества (романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова и др.; оркестровая пьеса Лядова «Кикимора»)
4) образы природы («Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргского)
5)современная жизнь людей (опера Кабалевского «Семья Тараса», оратория Прокофьева «На страже мира»)
Создавая музыкальное произведение, композитор пользуется определенными выразительными средствами. К ним относятся:
1. Мелодия
- основа музыкального искусства. Мелодией называется одноголосная последовательность различных по высоте и длительности звуков. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.
Напевная, песенная мелодия называется кантиленой.
Мелодия, в которой певучесть сочетается с гибкостью человеческой речи, называется речитативом
.
Инструментальная
мелодия может содержать большие скачки, хроматическое движение, украшения.
2. Ритм
организует мелодию во времени. Особенности ритма влияют на характер мелодии. Преобладание ровных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной. Разнообразие длительностей придает ей изящество, гибкость.
3. Гармония
- это последовательность аккордов. Поддерживая мелодию, гармония наполняет ее новыми выразительными красками.
4. Регистр
- это высота звучания. Звукоряд разделяется на верхний, средний и нижний регистры. Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими. Верхние - звучат светло, прозрачно, звонко.
5. Тембр
- особая окраска голоса или звучания инструмента. Женские голоса - сопрано, меццо-сопрано, альт. Мужские голоса - тенор, баритон, бас.
С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, слушая симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».
2. Исторические оперы русских композиторов
Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «Иван
Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.
Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин.
Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.
Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).
В основе оперы «Борис Годунов»
Мусоргского - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом.
Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание. «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.
«Князь Игорь»
Бородина - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».
Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.
Пролог и 1 действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.
II действие посвящено показу жизни восточных народов.