Пару слов хочется сказать о том, кто же такой Джон Колтрейн, кто были его родители, и как он пришел к такому всемирному признанию. И каким образом можно понять, велик ли он? На мой взгляд, ответ на этот вопрос заключается в признании — признании среди музыкантов, среди критиков, среди общества. Например, Михаил Сапожников на презентации перевода книги Эшли Кана «Kind оf вlue» в своем выступлении 5 декабря 2010 года в магазине духовых инструментов Марьячи, среди бесчисленного множества джазовых музыкантов (и здесь необходимо заметить, что не только саксофонистов), выделил в пятерку самых влиятельных джазменов именно «Трейна» (одно из прозвищ Колтрейна), а по версии журнала «Digital dream door» среди 100 величайших саксофонистов Джон Колтрейн занимает второе место, после всемирно известного гения альт-саксофона Чарли Паркера.
Михаил Сапожников: «Было много замечательных музыкантов, но если, так сказать сузить круг, то я бы лично выделил вот каких музыкантов, которые сыграли определяющую роль в развитии современного джаза. Это, в хронологическом порядке, прежде всего: гениальный Чарли Паркер, который просто гений от Бога… Майлс Девис, Джон Колтрейн, Орнет Коулмен, Телониус Монк. Вот эту пятерку я бы выделил»[4].
Хотя эта история и трудно поддается положительной оценке, но все же, для понимания масштаба личности этого музыканта мне бы хотелось привести этот небольшой отрывок, который рассказывал один из Нью-Орлеанских пианистов Мак Рибеннек. Так вот, он говаривал: «Особенно я запомнил одного типа — Джими Вилсона. Всю свою жизнь он провел, изучая технику Чарли Паркера. В тот день, когда он услышал Колтрейна, он покончил с собой. Его тело нашли плавающим в бассейне с саксофоном, зажатым в мертвых руках»[5].
В то же время, по мнению многих критиков, Сонни Роллинза необходимо признать продолжателем дела Чарли Паркера, соответственно вторым из гениальных саксофонистов, которых знала джазовая история. Они считают его наиболее заметным и влиятельным джазовым саксофонистом. В отличие от Джона Колтрейна Сонни до сих пор жив. Будучи коренным жителем Нью-Йорка он вырос там, где родился «бибоп». По словам Майлза Девиса, произошло это в клубе «Бёрдленд». Он вырос на Манхетовском вест сайде по соседству с Бадом Пауэллом, Телониусом Монком и великим Коулменом Хокинсом, у которого он взял за основу агрессивную манеру извлечения звука.
Бренфорд Марсалис говорит, что в то время для большинства музыкантов необходимо было многие часы потратить на практику репетиции соло, а затем выйдя на сцену играть железно заученные соло, но Сонни Роллинз был в этом плане уникум, потому как выходя на сцену он импровизировал новые соло вновь и вновь, как-будто все это родилось только что в его голове[6].
Для меня оба музыканта — величайшие тенор-саксофонисты, воспринимая и анализируя творчество которых можно и нужно учиться джазовому мышлению и импровизации, а спорить об их величии можно, но не нужно. Дело в том, что в 50х годах они были конкурентами, и Майлз Девис в своей книге «Автобиография» повествует, что Сонни раньше добился славы, и «Трейн» был в его тени, но именно он, рассмотрев талант этого музыканта, вывел в свет новую звезду, дав ему «зеленый свет» на джазовой дороге Нью-Йорка. Позже он затмил своего соперника на музыкальном олимпе. Предлагаю придерживаться этой линии рассуждения. Об этом же говорит Михаил Сапожников, добавляя, что это свершилось после записи альбома «Kind оf вlue», но об этом чуть позже. Сейчас все же предлагаю обратиться к краткой биографии Колтрейна.