1. Модерато [дэ], [ит. moderato] (муз.).
нареч. В умеренном темпе, не спеша. Эту часть музыкальной пьесы нужно играть модерато. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его, исполняемые в таком темпе.
2. Аллегро (итал. allegro, буквально - весёлый),
в музыке быстрый темп, а также музыкальная пьеса или часть её, исполняемая в таком темпе, - обычно 1-я (иногда также 4-я и др.) часть симфонии, квартета, сонаты и т.п. Сонатное А. - классическая структура главной (первой, нередко и последней) части сонатно-симфонического цикла (см. Сонатная форма).
3. Престо (итал. Presto - быстро)
в музыке, обозначение быстрого темпа. Встречается с начала 17 в., в 18 в. стало означать более быстрый сравнительно с аллегро темп. Термин "П." используется и в сочетании с дополнительными уточняющими терминами - presto assai, presto molto (очень быстро), presto ma non tanto и presto ma non troppo (не очень быстро). См. также Престиссимо.
4. Квартсекстаккорд (муз.),
одно из обращений трезвучия.
Трезвучие (музыкальное), аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два основных вида Т. — консонирующие мажорное (большая терция + малая терция) и минорное (малая терция + большая терция). Мажорное Т. совпадает с последованием тонов нижней части натурального звукоряда (звуки 1—6) и, возможно, вследствие своего «природного» характера обладает светлой, «весёлой» окраской звучания. Минорное противоречит «природному» порядку и имеет тусклую, мрачную окраску. Консонирующие Т. — основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17—19 вв. Мажорное и минорное Т. составляют фундамент двух главных ладов европейской музыки, носящих те же название. Консонирующие Т. в большой мере сохранили своё значение и в музыке 20 в. Особое место занимают два трезвучия, состоящих из равновеликих интервалов, — увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не укладываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости, силы, консонантности (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты).
5. Консонирующий интервал - в музыке - гармонический музыкальный интервал, образующий согласное, сливающееся звучание.
По степени слитности консонирующие интервалы подразделяются:
- на весьма совершенный консонанс: чистая прима и чистая октава;
- на совершенный консонанс: чистая кварта и чистая квинта;
- на несовершенный консонанс: малая терция, большая терция, малая секста и большая секста.