Виды и формы организации музыкальной деятельности детей

Материалы » Система музыкального воспитания Ветлугиной » Виды и формы организации музыкальной деятельности детей

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие

. Слушание складывается из следующих действий:-слушания произведений;-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.Вторым видом музыкальной деятельности является детское исполнительство

. Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно- эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Еще одним видом является ритмика. Музыкально – ритмическая деятельность условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становиться более точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее яркие средства – регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, структуру произведения и т.д. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений, танца. Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки. Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг)- состоят из знакомых элементов движений, которые повторяются на припев.Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами , называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально – ритмических навыков.Третий вид деятельности – детское музыкальное творчество.

В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.Четвертым видом является изучение элементарных сведений

о музыке. Этот вид деятельности не включен в программу детского сада. Сюда включены сведения, как общего, так и специального характера.Первая группа сведений дает понять детям, что музыка всегда отражает определенные чувства, мысли, она как бы повествует о чем – то и поэтому так различна по своему характеру, настроению. Детям сообщается, что музыку создают композиторы, народ.Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности.Ветлугина Н.А выделила 3 формы занятий:Фронтальные

занятия со всей группой детей. Оно предусматривает следующую последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально – ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец.Построение занятия должно отвечать следующим требованиям:1) Учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузки детей;2) Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения навыков, знаний, усвоения музыкальных произведений;3) Обеспечивать связь и последовательность видов деятельности и разучиваемого материала;4) Быть вариативными и соответствовать возрастным возможностям детей, учебным заданиям.Индивидуальные

музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учета уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса. Педагог – музыкант учитывает особенности каждого ребенка и создает ему условия для развития, оказывает индивидуальную помощь, обучает и воспитывает ребенка.Музыкальные занятия с небольшими группами

проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты музыкально слуховые представления, музыкально – ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся коллектива.(3)На них решаются задачи музыкально – сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, творческие музыкальные задачи. По каждой возрастной группе имеется краткая характеристика психофизических особенностей детей и определены задачи нравственного, умственного и эстетического и физического развития. Общими требованием по всем возрастным ступеням является воспитание любви, интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, а так же развитие музыкальных и творческих способностей. Задачи, последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.Ветлугина Н.А отметила черты, характеризующие произведения, предназначенные для детей. При этом необходимо, чтобы произведения:-отбирались из трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;- были проникнуты гуманизмом;- отличались проникновением в мир чувств детей, отражали их интересы, были образными;- были яркими запоминающимися, опирались на интонационно – ладовый строй музыки;- художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства.Советовала использовать народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Классическая музыка так же представлена в репертуаре программы. Известно, что композиторы – классики проявили большой интерес к созданию произведений для детей: Чайковский И.П. «Детский альбом», Шуман Р. «Детские сцены», Мусоргский М.П. «Картинки с выставки» и т.д. . Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.(2) Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике.Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядность. если речь идет о литературном произведении( стихи, цитата из текста песни) или о фрагментах из самого музыкального произведения, то можно говорить о слуховой наглядности , ибо она обращена к слуху ребенка. При этом желательно использовать технические средства, пластинки, магнитофонные записи. Для зрительной наглядности могут быть применены различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».(4)

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru