Три пьесы Чайковский объединил в один opus под названием «Воспоминание о дорогом месте» («Souvenir (Tun lieu cher»). Первая из пьес «Размышление» («Meditation») представляет собой род благородной, возвышенной элегии. В отличие от двух последующих, она не камерна, ибо первоначально предназначалась для скрипичного концерта. Интимно-камерная вторая пьеса «Мелодия». Общий характер ее — светло-лиричный. Ее следует отнести к жанру лирической миниатюры, получившей широкое распространение в мировой литературе («Песни без слов» Мендельсона и др.). Задушевность пьесы, типичная для лирики Чайковского, придает ей национальный оттенок. Музыка «Скерцо» тревожна, внутренне драматична. Исполнение ее требует большой интонационной напряженности, активных акцентов и весьма подчеркнутой, резкой динамики, что достаточно сложно при штрихе spiccato.
В камерных ансамблях Чайковский обращается к тем же темам, что и в своих инструментальных концертах, симфониях. Концерты, симфонии и ансамбли композитора объединяет общность идей, родство образов. Как и в симфониях, Чайковский дает в них реалистическое отображение действительности. Его ансамбли — это подлинные музыкальные драмы, с глубоким идейно-философским содержанием — своего рода камерные симфонии.
Для воплощения своих замыслов Чайковский симфонизирует жанр камерного ансамбля. Симфонизация эта сказывается в самих концепциях, музыкальной драматургии, средствах развития тематического материала. Ансамбль и трактуется подчас как «камерный оркестр». В кульминациях быстрых частей, или в их кодах Чайковский использует даже средства, обычно применяемые в оркестре. Показательный пример — кода I части Первого квартета, где свойственная квартетному жанру отчетливость звучания отдельных голосов поглощается «обобщенной» звучностью «оркестрового» tutti. Тенденции психологического реализма, драматизация жанра камерного ансамбля видоизменили и инструментализм, подействовав определенным образом на скрипичную специфику. Поэтому необходимо, прежде всего, охарактеризовать идейно-философскую основу ансамблевых сочинений композитора.
Чайковского всегда остро волновала философская идея смысла жизни — антитеза жизни и смерти. К этой теме он обращается и в большей части камерных ансамблевых сочинений — трех смычковых квартетах, Фортепианном трио. [7; 98-100]