Период 1860—1900 годов отмечен исключительно активным процессом развития русского скрипичного исполнительского искусства, чему во многом способствовала организация профессионального обучения — открытие консерватории в Петербурге и Москве, музыкальных школ и училищ — в остальных городах. В первую очередь нужно отметить огромную роль двух центров, содействовавших формированию русской скрипичной школы — в Петербурге, с консерваторией, в которой скрипичные классы возглавляли сперва Г. Венявский, а с 1868 года — Л. Ауэр, и в Москве, где основы этой школы закладывал Ф. Лауб, а после его смерти (1874) продолжал И. Гржимали.
Преследуя просветительские цели, руководители концертных организаций придавали особое значение камерной музыке с ее широчайшим репертуаром. Активную деятельность в этом плане развивают Г. Венявский и Л. Ауэр в Петербурге, Ф. Лауб и И. Гржимали — в Москве. Также и в ряде других отделений РМО работают первоклассные исполнители. Например, в Киеве работал и руководил здесь квартетом О. Шевчик. При таком положении русское ансамблевое исполнительство достигло в эту пору высочайшего уровня. Квартеты петербургского и московского отделений РМО конкурировали с лучшими ансамблями мира. [7; 77-78]