Как известно, в XVII – первой половине XVIII века происходила смена общественно-экономического уклада, были совершены грандиозные научные открытия, перевернувшие представление о мироздании, а Европу сотрясали казавшиеся бесконечными конфликты, революции и войны. Провозглашение свободы и новаторства, заявленное самой сутью барочной эстетики, рождало порой странные и причудливые формы творческого выражения. «Там, где сталкиваются старая и новая эпохи, неизбежно рождаются фантастические образы и формы в культуре».
Касалось это и музыкантов, которые старались (и находили!) новые средства выразительности, избрав своим девизом «invention», понимая его как «открытие», «изобретение», «нововведение». Но «изобретение» касалось именно творческого процесса, предполагающего знание общих «тем», «идей». «Система «обнаружения» («ars inveniendi») и искусство «сочетания» («ars combinatoria») требуют особой изобретательности: старая основа сохраняется, материал, как правило, традиционен – готовые формулы, связанные со строгим каноном репрезентации аффекта, стиля, жанра».
Теория аффектов – новое измерение в музыке, связанное с «анализом души», выражением человеческих страстей – одно из величайших достижений эпохи барокко. «Монтеверди выделил три основные страсти: гнев, уверенность и смирение (мольбу). Эта схема удержалась на протяжении эпохи». Были разработаны строгие каноны изображения аффекта; так, радость (благо) – лидийский, миксолидийский, гипоионийский лады, запрет на диссонансы, увеличенный и уменьшенные интервалы (радостные: терция, кварта, квинта), фигура saltos, anabasis, быстрый темп без синкоп, 3 хдольный размер. Аффект любви: «слабые» интервалы, синкопы, диссонансы, спокойное плавное движение. Аффект печали: жесткие интервалы, свободные диссонансы, хроматика, секстаккорды, нарушения гармонических связей, медленное движение tirata с резкими синкопами, дорийский, фригийский, эолийский лады, музыкально-риторические фигуры ellipsis, climax, gradatio, katabasis. Аффект жалобы: секундовые интонации lamento, suspirato – вздох, широкие интервалы (квинты, сексты, септимы), остальные средства сходны с аффектом печали.
Выводится прямая зависимость между диссонансами, музыкально-риторическими фигурами, ритмикой и аффектами: пунктированные и выдержанные ноты должны выразить серьезное и патетическое в музыке, чередование долгих и быстрых нот служит возвышенному и величественному. Типизация тональностей в зависимости от аффектов была выработана неаполитанской оперой: D-dur – бравурность и героика, d-moll – месть, g-moll – жалоба, G-dur – пастораль, A-dur – любовь, cis-moll, fii-moll – демонические сцены. Изменение контекста риторической фигуры влекло за собой возможность перехода к противоположному аффекту. В позднем барокко от изображения аффектов наблюдается переход к изображению определенного характера.
Ещё одним ярким следствием обновленной барочной культуры явилось «осознание пространственности композиционного фактора». Всех ученых и мыслителей барокко занимает новое восприятие пространства: человек существует между двух бездн – бесконечно малого и бесконечно великого. В музыке освоение пространства проявилось прежде всего в венецианской многохорности: Андреа и Джованни Габриэли «было суждено совершить качественный скачок – сделать новую полифонию многомерной». Так же важным было учение о «музыкальном порядке» – назначении музыки, её месте в мире. По-новому была осмыслена категория времени: «тема бренности» пронизывала барокко бесконечными ламентациями.
В то же время на «историческом перекрестке», по словам Лобановой, «крайности» эпохи барокко говорят о «парадоксах и границах синтеза, достижимого именно в соединении несоединимого, о пробах на несовместимость, о связях, найденных в разрыве». Ведь провозглашенный девиз свободы и новаторства рождал не только переосмысление существующих стилей, жанров и тематики, но и привносил определенную сумятицу в головы многих деятелей искусства, создавал накал страстей. Противоположные начала любого явления рассматриваются абсолютно равнозначно; чувства-антонимы неотделимы друг от друга; в каждом вопросе заключен ответ; «да» и «нет» составляют две стороны одной сути… Возникает закономерный вопрос: как в столь полном противоречий, странностей, а порой и вычурности, времени смог выкристаллизоваться столь (такой?) совершенный симбиоз – цикл «прелюдия и фуга»?