В.Григорьев рекомендовал следующее упражнение для снятия нервного стресса: потереть круговыми движениями сначала левое, потом правое запястье до появления ощущения тепла, затем те же полукруговые движения над обеими бровями и с двух сторон носа, после натираем мочки и полностью уши до появления ощущения тепла. Подобные действия проводим совместно с педагогом, они помогают успокоить ребенка, настроить его на позитивный лад.
Формирование сценического состояния артиста определяется адаптивными возможностями личности. Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим и выразительным средствам, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут произойти во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется исполнитель, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием и легче обретает чувство творческого подъема. Психологическая адаптация проходит в несколько этапов. концертное выступление исполнитель музыкальный
Первый этап-это расслабление мышц тела. Когда ученик произвольно расслабляет мышцы своего тела, в такой момент кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается, восстановительные процессы протекают в 1,5 – 2 раза быстрее, чем в состоянии сна. Нужно представить себе, что все тело постепенно расслабляется и погружается в теплую воду. При этом дыхание должно быть спокойным, глаза прикрыты. Все, что ощущаешь в данный момент надо проговорить про себя, сосредоточиться на своих внутренних ощущениях.
Второй этап – это релаксация. Настрой на выступление. Говорите себе, что вы спокойны, собраны, сосредоточены. “ Я играю уверенно, мне нравится, как я играю. У меня все отлично звучит, я выполняю все, что задумал. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления”. С каждым разом аутогенное погружение будет помогать все больше и больше.
Третий этап – это медитативное погружение. Оно связано с осуществлением принципа “здесь и сейчас”. Происходит погружение в звуковую материю. Глубокое осознание и прочувствование всего, что связано с извлечением звука. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, данном мгновении, которое уже никогда не повторится. Музыкант улавливает все переходы звуков из одного в другой. Медитативное погружение осуществляется сначала в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль не посетила исполнителя. Если посторонняя мысль появляется, следует плавно вернуть внимание к исполнению и не отвлекаться. Данный метод основан на самоконтроле исполнителя. Представление, что кроме тебя и музыки никого нет на сцене, сосредоточение только на стихии звуков. В этом случае двигательные и мышечные ощущения начинают работать в неразрывном единстве. Представляется, что исполнитель и произведение являют собой единое целое.
Очень полезна игра всей программы с динамикой pp, она усиливает тормозные процессы и снимает лишнее возбуждение. Здесь необходима непрекращающаяся концентрация внимания. Приведу еще несколько упражнений, способствующих снятию мышечных зажимов и устранению страха перед публичным выступлением: