В течение длительного творческого пути Стравинского изменились его эстетические принципы. Это отразилось в уже иной точке зрения по вопросу абсолютной объективности значения авторской грамзаписи для исполнителей. Композитор пишет: «…я изменил свое мнение о преимуществах мумифицирования исполнения в записи. Минусы, заключающиеся в том, что каждое данное исполнение отражает только единократное сочетание тех или иных обстоятельств и в том, что ошибки и просчеты столь же быстро превращаются в традицию и канонизируются, как и истины…» [3,84].
Данные, хотя и противоречивые, высказывания Стравинского по основным аспектам его эстетики чрезвычайно важны в понимании исполнительского стиля его фортепианной музыки. Они являются лишь разными сторонами истины, в своей совокупности характеризуя ее существо.
Исполнительская сложность фортепианной музыки Стравинского несомненно взаимосвязана с неравнозначностью в ее распространении на концертной и конкурсной эстраде. Наряду с известностью «Трех фрагментов из Петрушки», Концерта для фортепиано и духовых, Сонаты в 3-х частях, «Серенады», некоторые сочинения редко исполняются, они известны лишь узкому кругу профессиональных музыкантов (Каприччио для фортепиано и оркестра, Концерт и Соната для двух фортепиано, «Движения» для фортепиано и оркестра).
Фортепианные сочинения Стравинского можно использовать в различных звеньях педагогического процесса формирования музыканта-исполнителя. Так, например, «Легкие пьесы» в три и четыре руки, цикл «Пять пальцев» пригодны для начального и среднего этапов обучения пианиста. Об их педагогической направленности неоднократно упоминал композитор в своих литературных трудах.
Особенно показателен с точки зрения конкретной практической ценности в начальном этапе обучения пианиста цикл «Пять пальцев». Органичное соединение многообразных художественно-выразительных и конструктивных задач, заключенных в музыкальном материале цикла, сообщают этому произведению большую значимость, актуальность в современном педагогическом процессе. В пьесах представлена яркая индивидуализация музыкальных образов, легко воспринимаемых детским мышлением. Этому способствует мелодика, наполненная народными темами, интонационная близость тематизма, объединяющая все пьесы в единое целое.
Наряду с детской миниатюрой в фортепианном творчестве композитора разрабатываются линии виртуозной музыки, которая начинается в «Четырех этюдах» и достигает своей кульминации в «Трех фрагментах из Петрушки». Данное сочинение представляет вершину пианистического мастерства для исполнителей и часто используется в концертной и конкурсной практике.
Выступая активным пропагандистом своей музыки, Стравинский создает ряд сочинений для собственного исполнения на концертной эстраде. Стравинским были сделаны следующие грамзаписи своих фортепианных произведений: «Piano-Rag-Music», «Серенада in А», Каприччио, Концерт для фортепиано, транскрипция «Жар-птицы».
Почти все они записаны американской фирмой «Колумбия» в тридцатых годах. После смерти композитора они были отреставрированы и выпущены в серии «Композиторы играют свои сочинения».
Знание авторских записей, наряду с тщательным изучением нотного текста и эстетики композитора, несомненно, является необходимым подспорьем для пианиста в познании исполнительской стилистики Стравинского.