Осенняя картина
В зарисовку включается
· звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»
· речевая интонационная игра «Осенины»
· песня об осени
Звучащие жесты:
«Дождик накрапывает»
(игра с использованием звучащих жестов»
Мелкий дождик моросит
Кап – кап – кап – кап! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап – кап – кап – кап! (шуршим «ладошками»)
Мокнет мячик у ворот,
Кап – кап – кап – кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Речевая интонационная игра
«Осенины, осенины»
Осенины, осенины –
У дождинок именины.
Осенины, осенины –
Паутинок именины
Осенины, осенины –
Разных красок именины
Осенины, осенины-
Тихих звуков именины.
Работая над этим текстом, важно создать атмосферу «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.
По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)
Картинка «Куклы»
Использовала при изучении тем «Детская жизнь, подслушанная композиторами» в 1 классе.
В зарисовку включаю
· игру «Матрешки»
· песенку «Неваляшки»
· музыкально-ритмическая импровизация на музыку Лядова «Музыкальная шкатулка»
Матрешка
Ты, матрешка, попляши,
- Ух-ах! Ух-ах!
Нам платочком помаши!
- Ух-ах! Ух-ах!
Мы похлопаем в ладошки.
- Ух-ах! Ух-ах!
И попрыгаем немножко.
- Ух-ах! Ух-ах!
На слова «ух-ах» добавляем звучание шумовых детских инструментов, инструменты дети выбирают сами из имеющихся.
Можно ввести понятия высокие – низкие звуки: «ух» – звук высокий, «ах» – низкий.
Песня «Неваляшки»
После разучивания песни выбираем подходящие по тембру шумовые инструменты. Как правило, дети выбирают треугольники, бубенцы, металлофоны. Ребята предлагают добавить в исполнение песни движения кукол, появляется музыкально-ритмическая импровизация. В результате совместного творчества рождается зарисовка «Куклы». Кроме того, в разных видах деятельности в момент создания зарисовки, первоклассники сталкиваются с понятиями ритм, тембр, регистр и другими теоретическими понятиями. Часто на таком уроке ребята удовольствием рассказывают о своих любимых игрушках, что придает уроку теплую эмоциональную окраску.
На уроках применяла прием имитации игры
на музыкальных инструментах.
В этой деятельности использую также имеющиеся в классе детские инструменты. Хрестоматийным примером такого вида работы можно назвать песню «Веселый музыкант».
Эту линию удачно продолжает песня-игра «Оркестр».
Класс делится на 5 групп, каждая группа исполняет партию того или иного инструмента, которые упоминаются в песне. (скрипка, флейта, труба, бубны, турецкие барабаны) и разучивают свои партии. Затем группы располагаются полукругом как музыканты в оркестре. Руководит оркестром дирижер. Сначала по знаку дирижера поют все общее начало. Затем поет первая группа, подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во втором проведении куплета вступают скрипачи и вместе с ними вступают флейтисты. С каждым куплетом играют все больше инструментов Звучит оркестр. Игра интересна, когда каждая группа, дойдя до своего инструмента, далее продолжает играть только на своем инструменте. В последнем проведении припева звучит уже весь оркестр под руководством дирижера. Если есть возможность добавить настоящие шумовые инструменты, то это украсит звучание оркестра.
Оркестр
нотный пример 2
Начало всех куплетов:
Мы славные артисты: на всем играть умеем,
У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.
ПРИПЕВЫ:
1. Вот, например, вот вам скрипка,
Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.