Украинская песня, снискала себе признание в целом мире. Путешествие украинской капеллы, с хоровым пением в 1919 и следующих годах по Европе и Америке была общим триумфом славянских хоров обычно за украинцами признавалось первенство. Украинские крестьяне, поет без всякой науки, руководствуясь вродженой музыкальностью, никогда не поют в унисон, а сразу разбиваются на разные голоса и каждый ведет свою партию. Украинское церковное пение есть, по-видимому, одним из краицих в мире со своими древними распевами и более новыми композициями мастеров церковного пения, славных композиторов конца XVIII и началу XIX ст.
Одним из выдающихся украинских композиторов был Николай Лисенко. Беспосередни ученики и последователи Лисенко не выходили за между тех, в конечном итоге, провинциальных границ вокальной музыки, в которых поневоле замкнул украинскую музыку Лисенко. Но украински музыки с этим ограничением очевидно не могли мириться. Когда непосредственные ученики Лисенко еще содержались в пределах вокальной музыки, то их современники, но ученики других чужинних школ, выразительно считали нужной те границы вокальности переступить. Усвоить украинской музыке рядом вокальных постижений также инструментализм, а вместе с тем усвоить рядом малых и большие формы, все роды симфонической и камерной музыки - фортепианови и оркестровые, - одним словом, вывести украинскую музыку на широкую дорогу творчества во всех отраслях украинской музыкальной продукции, стало главным заданием современности.
Уже современники учеников Лисенко, те, что не у него учились, предприняли решительный шаг в том направлении. Это были Яков Степовий (1883-1921) и П а в л о Сениця (род. 1879). Степной - родом из Харькова (настоящая фамилия - Якименко), воспитанник придворной капеллы, к которой угодил сызмальства, а затем - Петербуржской консерватории, которую закончил по классу теории композиции Римского-корсакова. В своем творчестве Степной тоже главным образом держался вокальной музыки малых форм с господством минора. Такие его «Барвинки» - серия солових пения, дуэтов и трио в обычном для украинской музыки мелодичном стиле, лирического содержания. Следующий шаг в творчестве Степного - это сборник «Песни настроения» на слова Олеся. Это, собственно, продолжение «Барвинков», но здесь уже вместо епіко-лирической простоты приходят модуляция мелодичной линии и достаточно прихотливые моменты гармонии. Дальше Степной написал достаточно много романсов и вообще солопений на слова разных поэтов. Но, не удовлетворяясь самой вокальной музыкой, в которой он все же полнее оказался, Степной дал уже серию фортепианных произведений камерного характера, а именно небольшие пьесы, как „Ргеlude”, „Іmpromtu”, „Valse”, „Menuette” и тому подобное. Правда, в этих вещах слышатся влияния то Чайковского, то Грига, то разных модернистов, но важно, что Степной не остается чистым вокалистом, хоть из натуры имел до того наклон.
Еще решительнее, чем Степной, стал на путь инструменталиста Павел Сениця ученик Московской консерватории, где теорию композиции проходил под управлением Яворско, Сениця тоже заплатил дань вокальной музыке, написав больше полсотни романсов и дуэтов, трио, квартетов на слова, разных поэтов. Но, когда в Степной еще главные произведения вокальные, то в Сеници большие и более характерные произведения уже инструментальные то и иногда в больших формах. Такие его “Украинская симфония” для оркестра, оркестровая увертюра, струний квартет для фортепиано, для виолончели, для скрипки и тому подобное. Когда Степной в своих фортепианових произведениях предает еще определенный эклектизм то Сениця в своих инструментальных произведениях обнаруживает собственную индивидуальность в рисунке мелодий и тематике произведения, художественную умелость - в комбинации своих тем. Сеницю М. Гринченко уважает за наиболее серьезного из всех композиторов пислялисенкивского периода.
То значение, что в Российской Украине для поворотных точек в современном украинском музыкальном творчестве имеют Степной и особенно Сениця, в Австрийской Украине имеет их современник Станислав Людкевич (нар. И879), что музыкальное образование заканчивал в Вене и в Лейпциге под проводом Греденера и Замлинского. Людкевич тоже платил сначала дань вокальной музыке, но скоро перешел к вокально-инструментальным произведениям, в которых заключается его главная сила, Вин выступают как мастер больших форм, между которыми определяются его симфоническая поэма в четырех частях - “Кавказ”, - для хора и оркестра и достаточно много других вокально-инструментальных произведений. Людкевич, собственно, первый положил конец потому дилетантизму, который господствовал в музыке Австрийской Украины, и, как талантливый художник, умеет провести оригинальные темы тонко, по-художественно, переплетая “гармоничные краски” с “контрапунктическими узорами мелодии”. Но Людкевич выступает и как чистый инструменталист (главным образом из т. зв. “программной” музыкой) в таких произведениях, как вариации на фортепиано с оркестром, фортепианное трио и тому подобное. Людкевич имеет неоконченную оперу “Бар-кохба”.