«Мне кажется, что музыка балета будет одним из лучших моих произведений. Сюжет так поэтичен, так благодатен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинства произведений», – сообщал в письме к фон Мекк Чайковский.
Премьера балета состоялась 3 января 1890 года. Сдержанная реакция публики обидела Чайковского. Но вскоре балет стал пользоваться исключительным успехом.
Основная сфера «Спящей красавицы» – лирические музыкальные образы. Они характеризуют главных героев, их чувства и переживания. Столкновение образов феи Сирени и феи Карабос образует драматический конфликт. Наконец, немаловажную роль играют и живописно-изобразительные музыкальные образы.
Лирические сцены. Общий характер музыки «Спящей красавицы» определяют лирические сцены. Классический танец в лирических сценах балета наиболее соответствует выражению многообразной гаммы чувств и переживаний героев.
Классический танец в балете – это, прежде всего развернутая классическая сюита, смысловой центр каждого акта. Оставив традиции жанра сюиты, особенности формы, Чайковский меняет ее музыкальное содержание. Центром музыкального действия становится Adagio – медленный танец, начинающий сюиту. В его симфонизме присутствует постепенное лирическое расцветание, развитие от созерцательной лирики к торжественному, ликующему утверждению радости и красоты жизни. Классические сюиты «Спящей красавицы» органично включены в развитие действия. Они являются центром в раскрытии внутреннего действия.
Сюита фей составляет центральную часть пролога. Образы феи Сирени и ее добрых сестер противопоставляются образам Карабос и ее свиты в Adagio. Конкретизация этих музыкальных образов происходит в вариациях фей из Pas de six. Ласковая тема первой вариации (фея Искренности) звучит у гобоя, сопровождаемого пассажами кларнета и подголосками струнных. Вторая вариация феи Цветущих колосьев написана в ритме тарантеллы, олицетворяющей полноту жизни, энергию, живость. В основе третьей вариации феи Рассыпающей хлебные крошки – изысканная мелодия на pizzicato струнных, в репризе трели гобоя и флейты, поддержанные мягким звучанием квартета тяжелой меди. В четвертой вариации феи Щебечущей канарейки тема у флейты piccolo сопровождается колокольчиками и pizzicato струнных. Пятая вариация – темпераментный танец феи Пылких и сильных страстей – начинается с перекличек скрипки и кларнета, благодаря синкопированию мелодии она приобретает внутреннюю упругость и «взрывчатость». Последняя вариация феи Сирени – кульминация сюиты, ликующий, торжественный вальс. При всем разнообразии вариаций, лаконизме форм, их последовательность имеет свою логику, которая выявляется в сочетании контраста и общей направленности к единой вершине.
Классическая сюита первого акта, Pas d`action, состоит из Adagio – танца Авроры с женихами, вариации молодых пажей и девушек и вариации Авроры. Из всех четырех Adagio балета Adagio Es-dur самое эмоциональное, накал чувств доведен до кульминационного предела. Тема звучит спокойно, с внутренней силой сопротивления, движения и устремленности к кульминации. Внешняя заторможенность сменяется настроением скрытой тревоги, которая подчеркивается тональной неустойчивостью. Кульминацией становится реприза, где главная тема звучит более торжественно и массивно, чем в первом проведении. К струнным присоединяются деревянные духовые, квартет тяжелой меди придает музыке праздничный характер. Вариация Авроры – ее основная музыкальная характеристика. Кокетливый, изящный характер музыки сочетается с теплотой и эмоциональностью, благодаря тембру солирующей скрипки в низком регистре.
Следующая стадия развития лирических образов – это Pas d`action второго акта, сцена встречи Дезире с призраком Авроры. Его лирике, взволнованной, задушевной, присуща большая сдержанность и собранность в проявлении чувств. Движение мелодической линии, постоянно и настойчиво направленное вверх, не достигает определенной высоты и вносит ощущение взволнованности в спокойно звучащую тему. Ясность и простота гармонического языка создают очень свежие и выразительные тональные сдвиги, определяющие «свет и тени». Сдержанность первой части контрастирует с эмоционально открытой средней частью. Тембр солирующей виолончели настолько индивидуализирует тему, что она воспринимается как страстная речь героя – принца Дезире. Тревожен конец Adagio: долго и настойчиво обыгрывается уменьшенный септаккорд. Однако эта тревога рассеивается в коде, утверждающей светлую надежду.
Строение сюиты необычно. Она имеет только одну вариацию Авроры. В этом ее камерность. Вариация Авроры значительно обогащает ее образ. Это уже не беспечная, жизнерадостная девочка. Музыка рисует Аврору более женственной и манящей.
Классическая сюита Pas de deux из третьего акта завершает развитие лирических музыкальных образов балета: танцуют принцесса Аврора и принц Дезире. Подводя итог всему развитию, последнее Adagio синтезирует некоторые общие черты лирических центров балета. Его тематизм вырастает из обобщения интонационных зерен многих лирических эпизодов. В инструментовке вновь собираются основные лейттембровые краски: гобой – в первом проведении, струнные – во втором, солирующая труба – в момент генеральной кульминации, солирующая скрипка – в вариации Авроры. Звучание оркестра достигает исключительной силы и массивности в небольшом кульминационном разделе; заключительный раздел Adagio вносит успокоение и умиротворение.